Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Аргументация популярностью (ad populum)

Аргументация ad populum — обращение к популярности утверждения как к причине его принять.

Число верящих в утверждение людей не имеет отношения к его истинности. Пятьдесят миллионов человек могут ошибаться. На самом деле, миллионы людей были неправы во многих вещах: например в том, что Земля плоская и неподвижная или что звезды — огненные дыры в небе.

Ad populum также известна как заблуждение знаменитости, обращение к толпе, демократическое заблуждение и обращение к популярности.

Обращение к популярности соблазнительно, т.к. оно удовлетворяет наше желание принадлежать и соответствовать, а также наше стремление к безопасности. Это распространенный прием в рекламе и политике. Умный манипулятор массами будет пытаться соблазнить тех, кто беспечно предполагает, что большинство всегда право. Соблазненные этим призывом будут чувствовать себя виноватыми, если они выступают против большинства, или почувствуют себя сильными, объединив силы с большим числом других некритично мыслящих людей.

Примеры призывов ad populum:

  • “Попробуйте новый, улучшенный [название одного из бесчисленных коммерческих продуктов]. Все используют его!”
  • “Бог существует, так как у каждой культуры есть какая-то вера в высшее существо”.
  • “The Bold and the Listless, должно быть, великая книга. Она была в списке бестселлеров в течение 8 недель”.
  • “Фильм Arnold Killembetter “True Garbage” является величайшим фильмом всех времен. Ни один фильм не сделал так много денег, как этот”.
  • “Тот факт, что большинство наших граждан поддерживают смертную казнь доказывает, что это морально правильно”.

Смотрите также:


Перейти на главную