Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Астротерапия

Ценность астрологии не в возможности предсказать, что боги приготовили для людей, но в способности выявить богоподобные силы, затаенные в глубине каждого человека. — Глен Перри

Вопросы истинности или ложности относится к области рационального и не имеют отношения к ценности предполагаемого… Настойчиво доказывать, что Луна/Сатурн оказывают депрессивное воздействие, а Марс/Плутон — наоборот, значит, убить терапевтическую ценность предполагаемого… Астрология рассматривается как искусство и избегает всех вопросов, связанных с доказательством правдивости или лживости своих утверждений, вызывая всплеск критики. – Брэд Кочюнас

Я не знаю, почему я так считаю, что я в это верю, так это исходит от сердца, а не от головы. — Брэд Кочюнас

Астрология представляет собой часть нашего прошлого, однако астрологи не предоставляют ни одного убедительного доказательства, почему ей следует играть какую-то роль в нашем будущем. – Айван Келли

Использование врачами и целителями астрологии в роли проводника, ведущего человека к самореализации и самосовершенствованию. Астротерапевты верят, что астрология может помочь в лечении психики и развитии человеческих способностей.

По словам защитников астротерапии, большинство критиков астрологии неверно истолковывают ее основную идею о связи судьбы человека с небом. Фредерик Левин, автор книги «Справочник экстрасенса», утверждает, что современные астрологи более «целостны», чем их древние коллеги. Современный астролог уже не верит в такие «примитивные» идеи, как существование прямой связи между небесными телами и судьбой человека. Они верят только во взаимосвязь всех вещей и явлений во Вселенной.

Существуют более значительные формы энергии, которые управляют всеми видами взаимодействия во Вселенной, и эти формы или циклы отражаются на движении звезд и планет точно так же, как они отражаются на деятельности людей и развитии культур. Таким образом, движения планет не могут быть причиной событий на Земле, поскольку они представляют собой всего лишь индикаторы космических форм.

В подтверждение своих размышлений Левин цитирует Линду Хилл, «астролога-консультанта из Нью-Йорка». Хилл говорит следующее: «Я не думаю, что кто-либо точно знает, почему работает эта взаимосвязь — она просто работает. Карл Густав Юнг использовал термин синхронистичность — это просто синхронизация… Мы каким-то образом синхронизированы с небесными телами, которые присутствуют на небе в день нашего рождения».

Короче говоря, астротерапевты использует астрологию как своего рода проективный тест личности, полезный для развития скрытых творческий сил, погружения в подсознание, чтобы обнаружить скрытые убеждения, истины и, возможно, даже синхронизации с космосом.

Отцом астротерапии считается Дейн Радьяр. В 1930-х годах он применил к астрологии психологические концепции Юнга. Особенно ему нравились идеи о том, что «психика человека ищет цельности, или индивидуализации». По его мнению, этот процесс легко просматривается в гороскопах.

Сегодня работу Радьяра продолжает Глен Перри, который очень горд тем, что получил степень доктора философии в Сейбрукском институте в Сан-Франциско. Этот институт представляет собой региональную аккредитованную аспирантуру, главной задачей которой выступает «поощрение полного выражения человеческого духа и гуманистических ценностей общества». Перри говорит, что астрология в астротерапии используется для того, чтобы воспитать эмпатию к внутреннему миру человека и существующим у него симптомам, способствовать позитивному личностному росту человека и его самореализации. Он полагает, что астрология представляет собой как теорию личности человека, так и диагностический инструмент. Однако при этом Перри не предоставляет ни аргументов, ни доказательств этой идеи. Вот пример, как он использует астрологию.

Противостояние Сатурна Венере в день рождения человека указывает не просто на «неудачи в любви». Оно свидетельствует о потенциале любить глубоко, долго и ответственно, а также о терпении и решимости преодолеть все преграды. Хотя реализация этого потенциала может потребовать определенных лишений и страданий, предсказывать только трудности и беды без осознания вероятной выгоды, в лучшем случае это будет свидетельством близорукости астролога, а в худшем — может навредить человеку.

Однако не совсем ясно, откуда Перри знает обо всем этом. Другие такие же мудрые высказывания этого астротерапевта уже не требуют аргументов или доказательств, потому что они абсолютно бессодержательны. Например, он утверждает, что гороскоп символизирует тип личности человека, которая может сформиться у того или иного ребенка. Другие его рассуждения почти столь же невразумительны: «То, как человек переживает проблемные ситуации или взаимоотношения, можно увидеть в гороскопе как аспект его психики. Таким образом, гороскоп указывает на то, какие функции были отвергнуты и подвергнуты проекции, и вследствие каких обстоятельств человек может вновь с ними встретиться. Поставить цель — это помочь клиенту осознать свои возможности, которые зашифрованы в гороскопе». Однако Перри не упоминает, какой систематический анализ и методологические средства он использовал, чтобы придти к таким выводам. Тем более он не рассказывает, каким образом человек может убедиться в особой, только ему присущей символической нагрузке своего гороскопа. Сам Перри опирается в основном на концепции Юнга и Фрейда.

Интересны высказывания и другого астротерапевта, Бреда Кочюнаса. Он объясняет, что главное достоинство прикладной астрологии, касающееся внутренней жизни человека, а не внешних моделей его поведения, состоит в том, что она позволяет извлечь астрологию из научной сферы, ибо в условиях строгого эксперимента она не может нормально существовать. Кочюнас называет эту направленность на внутреннюю жизнь «предполагаемой перспективой» и говорит:

… ее необходимо рассматривать не с позиций истинности или ложности, а с позиций пользы для проблем, которые надлежит решить. Вопросы истины или ложности принадлежат сфере рационального и не связаны с ценностью предполагаемого. Они представляют собой функциональную действительность, а не фактическую, которая приоритетна для предполагаемого. Воздействует ли это на человека? Полезно ли это в смысле обеспечения глубины, значения, ценностей или целей как для конкретного человека, так и для общества в целом? Если да, то предполагаемое имеет силу, и можно не беспокоиться о культурной деградации.

В отличие от Перри, Кочюнас твердо относит астротерапию к сфере мифологии и гордо провозглашает, что она находится вне сферы науки. Он утверждает, что ее не беспокоят проблемы эмпирической истинности или ложности. Его мысль кажется очень простой и прямолинейной: если вы можете найти удовлетворенных клиентов, значит у вас есть эффективный миф.

Макс Хейндел, с другой стороны, расширяет астротерапию до метода лечения и называет ее наукой, утверждая, что существуют два основных закона: «закон совместимости» и «закон системной восприимчивости». Краткая цитата из работы Хейндела наглядно демонстрирует, почему эти «законы» не заслуживают рассмотрения.

На момент зачатия Луна была в том же положении, которое занимала и при рождении; «жизненное» тело в утробе матери представляет собой матрицу, в которой выстроены химические элементы, образующие наш организм. «Жизненное» тело испускает звук, похожий на жужжание шмеля. При жизни эти эфирные звуковые волны сортируют химические элементы нашей пищи таким образом, что они формируются в органы и ткани. До тех пор, пока эфир звуковых волн в нашем «жизненном» теле находятся в гармонии с основным архетипом, химические элементы, которыми мы питаем наш организм, правильно утилизируются и усваиваются, а здоровье великолепно независимо от того, являемся ли мы толстый или худыми, румяными или желтыми. Но в тот момент, когда звуковые волны в «жизненном» теле начинают отличаться от архетипических, этот диссонанс ставит химические элементы нашей пищи таким образом, что они становятся несовместимыми с силовыми линиями архетипа.

Нам остается только догадываться о происхождении таких идей. Вы не найдете ничего похожего на науку в трудах Хейндела.

Что нужно делать современной астрологии, которая ставит себя вне любой эмпирической проверки? Хоть это и рассматривается как прогресс, достигнутый астропсихологами, но для тех из нас — тех, кто предпочитает иметь твердые доказательства, астротерапия является всего лишь очередной «сумасшедшей терапией».


Перейти на главную