Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Бессознательное

Согласно классическому психоанализу Зигмунда Фрейда, бессознательное представляет собой часть психики, в которой хранятся вытесненные воспоминания о травматическом опыте. Концепция вытеснения как защитного механизма базируется на предположении о том, что субъект неосознанно стремится устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Вытеснение возникает в случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но несовместимо с требованиями «Сверх Я». Аналогичным образом вытесняются и травматические воспоминания. Вытесненные содержания сознания дают о себе знать невротической или психотической симптоматикой, а также проявляются в сновидениях. Однако нет никаких научных фактов, которые бы позволили с уверенностью утверждать, что неосознаваемое вытеснение травматического опыта или вытесненные воспоминания обязательно приводят к невротической или психотической симптоматике.

По мнению Карла-Густава Юнга и Чарльза Тарта, бессознательное представляет собой хранилище трансцендентальных истин. Но никаких научных доказательств и этого не существует.

Было бы абсурдно отказываться от идеи бессознательного только потому, что существуют некоторые возражения против психоаналитического ее понимания. Мы должны признать, что именно Фрейд способствовал принятию идеи о том, что бессознательное представляет движущие силы поведения человека. Кроме того, очевидно, что значительная, если не преимущественная часть деятельности мозга человека неосознанна. Неосознаваемые факторы также могут на поведение или двигательные процессы (например, идеомоторные действия). Сознание или самосознание представляет собой лишь пресловутую верхушку айсберга.

Но наибольший интерес в бессознательном был ограничен потенциально опасными воспоминания, которые могли храниться или перемешиваться в нем, воспоминаниями о неудачных опытах, которые влияют на наше сознательное поведение, хотя мы не осознаем их воздействия. Другие проявили интерес к подсознанию как к хранилищу универсальных истин или месту, где пребывает “истинное я”. Ни одно из этих представлений не подтверждается эмпирическими данными.

кастинг негритянки. seks

Предполагается, что бессознательное отличается от сознательного тем, что мы осознаем сознательный опыт, но не осознаем бессознательный. Тем не менее, имеется достаточно научных данных, чтобы признать в качестве факта, что некоторые сознательные ощущения происходят без самоосознания. Можно не осознавать полученный опыт и быть и не в состоянии вспомнить этот опыт, но иметь свидетельства получения его. Несколько примеров достаточно, чтобы установить эту точку.

  1. Отрицание слепоты. Ситуация людей с поражением головного мозга, которые слепы, однако не осознают этого факта.
  2. Жаргонофазия. Один из симптомов выраженной кортикальной сенсорной афазии (греч. aphasia — утрата речи), при котором больные говорят неразборчиво, но не отдают себе в этом отчета.
  3. Слепозрение. Встречается у людей с поражением головного мозга, которые видят объекты, однако не осознают этого.
  4. Словесная диссоциация. Поражение мозга, при котором человек не в состоянии повторить вслух сказанное другими людьми, но способен правильно изложить все это на бумаге. При этом он не может вспомнить (68:) то, что только что написал, и даже о чем вообще шла речь (Sacks, 1984, 1985,1995; Schacter, 1996).

Во многих случаях было бы проще отказаться от идеи бессознательного и перейти к рассмотрению таких понятий, как стертая память, фрагментарная память и имплицитная память (последний термин ввели Даниэль Шектер и Эндель Тулвинг).
В любом случае, воспоминания оказываются утерянными отнюдь не по причине «бессознательного вытеснения» травматического опыта. Жизнь показывает, что чем более драматичными были события прошлого, тем с большей вероятностью человек будет о них вспоминать, если только этот человек не слишком юн либо не получил впоследствии травму мозга (Schacter, 1996). Воспоминания также теряются, так как у нас нет осознанной необходимости ссылаться на оригинальный опыт. Воспоминания также теряются из-за повреждения головного мозга, потери сознания во время опыта, нейрохимического дисбаланса, когнитивной реструктуризации, а также сенсорных, эмоциональных или гормональных перегрузок. С другой стороны, все эмпирические данные показывают, что травматические события запоминаются с гораздо большей вероятностью. Оригинальные визуальные образы, которые часто сопровождают травмы, стимулируют гиппокамп и левую нижнюю префронтальную кору и, как правило, становятся частью долговременной памяти.

Neuroscience сообщает, что память представляет собой набор связей между группами нейронов, которые участвуют в процессе кодирования информации. Кодирование может иметь место в некоторых частях мозга. Нейронные связи проходят через различные части головного мозга; чем сильнее связи, тем сильнее память. Воспоминание события может произойти при стимуляции любой из частей мозга, где появляется нервная связь для памяти. Если часть мозга повреждена, доступ к любой нейронной базе данных будет потерян. С другой стороны, если мозг здоров и человек находится в сознании, когда испытывает некоторые травмы, вероятность того, что он забудет события близка к нулю, если только он не очень молод, или не получит в дальнейшем черепно-мозговую травму.

Долгосрочная память требует доработанного кодирования во внутренней части височных долей. Если левая нижней префронтальная доля повреждена или неразвита, будут серьезные трудности с кодированием. Эта область мозга не развита у очень маленьких детей (в возрасте до трех). Таким образом, маловероятно, что любое имеющееся воспоминание о жизни в колыбели или в утробе матери, является точной. Мозг младенцев и детей младшего возраста способен, однако, хранить фрагменты воспоминаний. Такие воспоминания не могут быть явными или глубоко закодированы, но они могут иметь влияние. На самом деле, есть множество ситуаций, таких как криптомнезия, когда память может проявиться без осознания запоминания. Но такие бессознательные воспоминания, хотя и распространены, не совсем то, что Фрейд и Юнг подразумевали под бессознательным. “В представлении Фрейда, бессознательные воспоминания постоянно находятся в борьбе с вытесняющими силами, они результат специального опыта, который связан с нашими глубочайшими конфликтами и желаниями. Имплицитные воспоминания возникают как естественное следствие……. таких повседневных действий, как восприятие, понимание, и действия. ” (1996 Шактер, 190-191) Имплицитная память может быть гораздо более обыденна, чем динамическое “бессознательное” Фрейда, но она является более значительной, так как она проникает во все аспекты нашей жизни. Как Даниэль Шактер отмечает: «Если бы мы не осознавали, что что-то влияет на наше поведение, мы мало что могли бы сделать для его корректировки.” (191)

Большинство потерянных воспоминаний теряются, потому что они никогда не были тщательно закодированы. Сознание — это в основном процесс фильтрации и дефрагментации. Наши интересы и потребности влияют на восприятие, но большинство из того, что доступно для нас, как потенциал чувственных данных никогда не будет обработан. И большинство из того, что обработано, будет забыто. Амнезия не редкое, но стандартное явление для человека. Мы забываем не для того, чтобы избежать напоминания о неприятных вещах. Мы забываем либо потому, что мы не воспринимали это в первую очередь, или мы не кодировать опыт либо в лобных долях мозговой коры (для кратковременной или рабочей памяти) или в префронтальной доли (для долгосрочной памяти).

Психолог Jim Alcock рассказывает две личных истории, иллюстрирующие невидимое восприятие (Alcock 1981), упомянутое выше. В одном из них он стоял в очереди в буфете театра “и праздно сослался на разговор, который я когда-то имел с братом коллеги. Я встретил брата только один или два раза и не видел его несколько месяцев. ” Alcock обернулся и, о чудо, там был брат! Человек имел очень характерный голос и Alcock был услышан им, хотя и не подозревал об этом. Кто-то может думать, что этот опыт показывает экстрасенсорные способности. Другая история рассказывает о поездке за друг в аэропорт и обнаружении, что они оба Alcock и друг — одновременно думают об однокурснике по колледжу. Они повторили свой ??маршрут и обнаружили, что они прошли витрину с маятниковыми часами. Они поняли, что увидели часы, когда проезжали мимо витрины на автомобиле, хотя и не запомнили это. Парень о котором они вспомнили имел отличительную черту — он всегда ходил с маятником или похожим устройством. Опять же, другие могут интерпретировать этот опыт как паранормальное явление.

Для тех, чьи жизни посвящены попаданию в подсознание, или выяснению, почему у них есть проблемы или поиску какой-то трансцендентной истины, я говорю — вы будете искать очень долго. Вы лучше потратите время, читая книги посвященные памяти или нейронаукам.

Смотрите также:


Перейти на главную