Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Псевдоистория

Псевдоисторией называются исторические “теории”, которые:

  • буквально воспринимают информацию, изложенную в мифах, легендах, сагах и прочей беллетристике;
  • отказываются от критического и скептического взгляда на труды древних историков, принимают заявления последних за чистую монету, игнорируя свидетельства логического и эмпирического характера, противоречащие мнению древних;
  • выполняют миссию, а не занимаются исследованиями, стремясь скорее поддержать некую политическую или религиозную позицию, чем выяснить правду о прошлом;
  • зачастую не признают существование такого понятия, как историческая правда, цепляются за крайне скептическую точку зрения, согласно которой “истиной” можно считать только то, что вызывает абсолютную уверенность; поскольку ни в чем нет абсолютной уверенности, то никакой истины быть не может;
  • часто придерживаются мнения, что история — это не что иное, как сочинительство мифов, и что различные исторические подходы нельзя сравнивать между собой по таким академическим стандартам, как точность, эмпирическое правдоподобие, логическая связность, правомерность, законченность, справедливость, а параметрами для сравнения могут выступать лишь нравственные или политические мотивы;
  • избирательны в использовании древних документов, отдавая предпочтение тем, которые согласуются с их позицией, и игнорируя или неверно интерпретируя документы, которые им не подходят;считают, что возможность истинности какого-либо утверждения дает повод поверить в это только в том случае, когда такое утверждение согласуется с чьей-либо позицией;
  • зачастую считают, что их подвергают притеснению из-за расизма, атеизма или этноцентризма либо в силу неприязни к их политической или религиозной позиции.

Примеры включают афроцентризм, креационизм , ревизионизм Холокоста и катастрофизм Иммануила Великовского .

Псевдоисторию следует отличать от древних текстов, на которых она основана. Саги, легенды, мифы и истории, которые были переданы в устной или письменной форме древними народами, иногда называют псевдоисторией. Некоторые из них действительно псевдоистория, некоторые искажают исторические факты и некоторые из них не история вовсе.

Псевдоисторию следует также отличать от исторической фантастики и фэнтези. Такие книги, как Terence Flanagan’s The Year of the French , The Tenants of Time and The End of the Hunt не псевдоисторические, а произведения художественной литературы в исторической обстановке. Несмотря на то, что историческая беллетристика часто исторически точна, это не история. Тот, кто ссылается на беллетристику, как на исторический текст, псевдоисторик. Я полагаю, что ссылаться на таких писателей, как аббат Jean Terrasson (1670-175?) тоже не следует. Эти авторы исторических романов намеренно искажали древнюю историю и “изобретали” свою, как Terrasson сделал в своей Sethos, a History or Biography, based on Unpublished Memoirs of Ancient Egypt . Эта техника утверждения о “находке” древнего документа и публикации ее для того, чтобы выражать свои собственные идеи по-прежнему используется, например, в The Celestine Prophecy. Вариация на эту тему — утверждать, что книга получена по “ментальному каналу” от некоторых древних существа, например, The Urantia Book и Bringers of the Dawn .

Псевдоистория в кино

Фильмы это настоящая проблема для определенных людей, ибо можно бесконечно спорить о долге кинематографистов быть исторически точнымм. Является ли JFK Оливера Стоуна фантастикой, фэнтези, мифом, псевдоисторией или чем-то еще? Фильм создает вымышленные персонажи и события для усиления “историчности” и личных воззрений Стоуна, некоторые из которых маловероятны или заведомо ложны. Если только фильм не претендует на документальный, то фантастика или фэнтези не обязательно должны быть точными и реалистичными. Создатели фильмов не обязаны быть больше историками, чем романистами. Любой, кто хотел бы привести такие фильмы, как JFK или Michael Collins, как будто они были историческими документами псевдоисторик. Вместо того, чтобы требовать от кинематографистов быть ответственными историками, лучше потребовать от зрителей обладать критическим мышлением. Фраза “основано на реальных событиях” не является достаточным условием, что перед вами научно-популярный фильм. Кроме того, X-Files и аналогичные телевизионные программы, которые могут быть реалистичными и даже утверждают, что основаны на реальных событиях, не научно-популярные. Многие ресурсы приводят такие фильмы в качестве доказательств сверхъестественных или паранормальных событий.

Смотрите также:


Перейти на главную