Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Зомби и р-зомби

Живой мертвец, не имеющий души и оживленный черной магией колдунов вуду. Вуду — религиозный культ, зародившийся в Африке и перекочевавший в начале 16 века на Гаити вместе с рабами из Западной Африки. Рабы не могли отправлять свой культ открыто, поскольку французские поселенцы вынуждали их принять католичество. Культ вуду все еще популярен на Гаити и в местах эмиграции гаитян, например, в Новом Орлеане. Слово вуду африканского происхождения, означающее «дух» или «божество». В своей черной магии колдуны вуду используют различные яды, которые либо парализуют человека на несколько дней, либо имеют галлюциногенное действие. Тогда человека с поврежденным мозгом колдун использует в качестве раба, точнее, зомби. Зомби не следует путать с «астральным зомби», чья душа находится под контролем колдуна.

Вполне понятно, почему в культе, практиковавшемся в эпоху рабства, особо значение отводилось злым духам. Жестокая ирония состоит в том, что определенные элементы этой религии неизбежно приводили к поклонению злу и участию в обрядах, связанных с порабощением других людей, а также позволяли держать членов общества в постоянном страхе перед возможным превращением в раба-зомби.

Многие люди относятся к существованию зомби весьма скептически: они не верят в то, что мертвого можно оживить, то ли вернув, то ли не вернув ему при этом душу, сознание или разум. Если человек однажды умирает, то он умирает навсегда. Для тех, кто не признает существование души, смерть представляет собой не акт отделения души от тела, а конец жизни и прекращение работы сознания. Зомби из религии вуду, если они вообще существуют — это не мертвецы, а живые люди с поврежденным мозгом.

Существует еще один вид зомби: философский зомби (р-зомби, для краткости) — человеческое тело без сознания, которое ведет себя, как человеческое тело с сознанием. Для некоторых философов (например, Дэниела Деннета) это противоречивое понятие и, следовательно, существование такого объекта невозможно. Если он ведет себя как человек, и ничем не отличается от человека, то он и есть человек. Другие философы (например, Тодд Моуди и Дэвид Челмерс) утверждают, что р-зомби будет отличаться от человека, хотя его нельзя отличить от сознательной личности. Если Вы задаетесь вопросом, почему философы обсуждают возможность существования р-зомби, дело в том, что некоторые философы не верят или не хотят верить, что сознание может быть сведено к набору материальных функций. Важные метафизические и этические вопросы, похоже, зависят от того, возможно или невозможно существование р-зомби. Могут ли машины быть сознательными? Если мы создали машину, которая неотличима от человека, является ли наше искусственное создание «личностью», обладающей всеми правами и обязанностями людей? Для защитников р-зомби сознание это нечто большее, чем мозговые процессы и неврологические функции. Сведение сознания к материальным процессам они считают редукционизмом.

Я думаю, что можно представить себе машину, которая “чувствует”, не имея восприятия. На самом деле, они уже существуют: датчики движения, сенсорные экраны, магнитофоны, датчики дыма, некоторые роботы. Андроида, который может перерабатывать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые сигналы, но не имеет самосознания, то есть не будет осознавать ничего из того, что он воспринимает, можно себе представить. Мы можем даже представить себе машины, напоминающие людей из плоти и крови. Как бы мы отличали такие машины от людей? Точно так же, как делаем сейчас: по несовершенным методам общения и наблюдения. «Визуальное восприятие» детектора движения отличается от визуального восприятия человека только потому, что разница в осознании восприятия, то есть самосознания. Детектор дыма может “унюхать” определенные химические вещества, но он не обрабатывает запахи, как человек. На мой взгляд, единственно возможным р-зомби будет машина, которая воспринимает, но не понимает, что именно воспринимает, то есть, не имеет самосознания. Такие машины имеют существенное отличие от сознательного человека.

Таким образом, я на стороне Деннета и тех, кто считает, что понятие р-зомби логически абсурдно. Если “зомби” демонстрирует все признаки сознания, то “зомби” никакой не зомби.

Во всяком случае, это напоминает мне историю Раймонда Смаллиана, великого логика и создателя парадоксов. Человек хочет покончить жизнь самоубийством, но не хочет причинить своей семье горя. Он узнает об эликсире, который убьет его, то есть отделит душу от тела, но оставит его тело в целости и сохранности. Тело будет просыпаться, ходить на работу, играть с детьми, удовлетворять жену и приносить домой бекон. Но прежде чем он принимает эликсир, его друг с благими намерениями проникает к нему в спальню и вводит ему этот эликсир, тем самым убив его, то есть освободив душу. Человек просыпается и не знает, что он умер (то есть, что у него нет души), поэтому он принимает эликсир. Он не может убить себя, так как он уже мертв. Но он думает, что он может убить себя и стать р-зомби. Тем не менее, он уже р-зомби. Вопрос: если р-зомби не может определить разницу между реальным человеком и р-зомби, то почему мы думаем, что реальные люди могут их отличить? На самом деле, так как понятие «душа» не имеет абсолютно никакого значения ни в природе человека ни в природе р-зомби, понятие «души» является излишним. Если люди не отличаются от р-зомби, то они не являются двумя различными понятиями, но путем языковых манипуляций мы можем ввести себя в заблуждение.

Что касается этических вопросов относительно того, как мы должны относиться к андроидам, которые поведенчески неотличимы от людей, я думаю, что если мы будем предусматривать, что такие существа имеют права, то они будут считаться людьми. Концепция личности не материальна, а является результатом договоренности. Я бы добавил, что то же самое относится и к понятию «душа». Но это не относится к понятию «сознание»: те, кто находятся в сознании, должны быть в состоянии сказать, в чем разница между трупом и живым человеком. Трупы, которые действуют как люди, и бестелесные души, которые воспринимаются как сознательные личности, существуют только в кино или в умах некоторых философов и писателей фантастов.

Лично я считаю, что андроиды, имеющие самосознание, должны получить статус людей на том основании, что различие между тем, сделаны они на заводе или рождены людьми, весьма незначительно. У меня такое ощущение, что верующие в «душу» с этим не согласны и оправдывали бы создание расы андроидов в качестве рабов и не рассматривали бы роботов как подобных людям.


Перейти на главную

Комментарии

One Response to “Зомби и р-зомби”

  1. Александр
     

    Зомби-человек, лишеный души, одержимый в момент смерти злым духом и после воскрешения плоти выполняющий его установки (программу)