Агностицизм
Убеждение, согласно которому невозможно знать, существует ли бог. Под агностицизмом часто понимают нечто среднее между теизмом и атеизмом. Если исходить из этой точки зрения, то агностицизм предстает скептицизмом по отношению ко всем теологическим понятиям.
Агностики полагают, что человеческие знания ограничены рамками естественного мира и разум неспособен познать что-либо сверхъестественное. Исходя из этого тезиса, агностики могут быть как теистами, так и атеистами. Агностики-теисты (фидеисты) полагают, что существует несколько причин для веры в бога. Агностики-атеисты таких неопровержимых доводов для веры не находят.
Термин «агностик» принадлежит Томасу Гексли, вдохновленному трудами Юма и Канта. Гексли утверждал, что придумал этот термин для выражения своих воззрений, которые, по мнению ученого, выделяли его среди коллег.
Все они были совершенно уверены, что достигли определенного «гностицизма» — т.е. более или менее успешно разрешили проблемы бытия. В то же время я был совершенно уверен, что не разрешил эту проблему и был абсолютно убежден в том, что она неразрешима.
Он говорил, что слово «агностик» пришло ему в голову, поскольку «наводило на мысль о чем-то противоположном «гностикам» из истории церкви, заявлявшим, что им очень многое известно о тех вещах, в которых я был несведущ». Гексли, по-видимому, был согласен с выводом Юма, сделанным тем в конце произведения «Исследование о человеческом разумении».
Если, удостоверившись в истинности этих принципов, мы приступим к осмотру библиотек, какое опустошение придется нам здесь произвести! Возьмем в руки, например, какую-нибудь книгу по богословию или школьной метафизике и спросим: содержит ли она какое-нибудь абстрактное рассуждение о количестве или числе? Нет. Содержит ли она какое-нибудь основанное на опыте рассуждение о фактах и существовании? Нет. Так бросьте ее в огонь, ибо в ней не может быть ничего, кроме софистики и заблуждений
Кант в своей “Критике чистого разума” решил некоторые из основных эпистемологических вопросов, поднятых Юмом, но за счет отказа от возможности знать что-либо за пределами явлений. Мы не можем знать Бога, но идея бога является практической необходимостью, согласно Канту
Существует аргумент, популярный среди мнимых интеллигентов, что только агностицизм занимает интеллектуально честную позицию в отношении к признанию бога. Согласно этой точке зрения, теизм и атеизм высокомерные аффирмации уверенные в том, что по своей природе непознаваемо. Верно, что может быть некоторое непознаваемое существо или объект, который создает вселенные, обладает невообразимой силой. Ни один известный мне атеист никогда не отрицал такой возможности, как и возможность существования непознаваемого Пасхального Кролика, который откладывает яйца на Сатурне или любые другие мыслимые эпистемологические невероятности. Ну и что? Атеистов и верующих не беспокоят эпистемологические невероятности, их интересуют боги, о которых рассказывали на протяжении тысячелетий. Чем больше мы узнаем о Вселенной, тем меньше причин полагать, что любой из этих богов не был созданы человеческим воображением. Агностицизм в отношении Зевса или бога Авраама не интеллектуально честная позиция, так как она может быть обеспечена только глупой или нечестной обработкой имеющихся фактических данных. Эти данные показывают, вне всяких разумных сомнений, что все божественные формы возникающие в сознании людей, очень маловероятны в реальности. Агностицизм в отношении невообразимых и непознаваемых существ является излишним.
Перейти на главную
Комментарии
One Response to “Агностицизм”
Весьма странное определение агностицизма и не менее странный вывод в конце. Вообще-то:
“Агностици?зм (от др.-греч. ???????? — непознаваемый, непознанный) — терминология, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира”
Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004
В конце концов теорему Геделя о неполноте еще никто не отменял