Эффект Моцарта
У нас есть общий внутренний нейронный язык, с которым мы рождаемся и который вы можете использовать, если правильно его стимулировать, вы поможете мозгу развивать такие вещи, как разум. – Доктор Гордон Шоу
Мы подвергли этих животных [крыс] в утробе матери и через шестьдесят дней после рождения различным видам слуховой стимуляции, а затем привели их в пространственный лабиринт. И, конечно, животные, подвергшиеся эффекту Моцарта, прошли лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок. Теперь мы анатомируем животных и изучаем их мозг, чтобы нейро-анатомически точно выявить, что конкретно в мозгу изменилось от этого воздействия. Возможно, что интенсивное воздействие музыки оказывает подобные эффекты на пространственные области гиппокампа головного мозга. – Доктор Фрэнсис Раушер
То, что опыт детей в первые годы их жизни, в конечном счете определяет их схоластические способности, будущую карьеру, а также способность заводить любовные отношения, почти не подтвержден нейробиологией. – Джон Брюэр
Эффект Моцарта это термин, введенный Альфредом А.Томатисом для предполагаемого усиления развития мозга, происходящего у детей в возрасте до 3 лет, когда они слушают музыку Вольфганга Амадея Моцарта.
Идея эффекта Моцарта возникла в 1993 году в Калифорнийском университете в Ирвине у физика Гордона Шоу и Фрэнсис Раушера, бывшего виолончелиста и специалиста по когнитивному развитию. Они изучали воздействие на несколько десятков студентов первых 10 минут «Сонаты для двух фортепиано ре мажор» (оп.448). Они обнаружили временное улучшение пространственно-временного мышления, если судить по шкале Стэнфорд-Бине. Многочисленные попытки повторить эти результаты проводились, но большинство из них оказались неудачными (Willingham 2006). Один из исследователей отметил, что «самое лучшее, что можно сказать о результатах их исследования, так это то, что прослушивание записей Моцарта на короткое время увеличивает IQ» (Линтон). Раушер продолжил изучать влияние эффекта Моцарта на крыс. Шоу и Раушер полагают, что прослушивание Моцарта улучшает пространственное мышление и память у людей.
В 1997 году Раушер и Шоу объявили, что получили научные доказательства того, что обучение игре на фортепиано и пению превосходят компьютерное обучение по развитию у детей навыков абстрактныого мышления.
Эксперимент включал в себя три группы дошкольников: одна группа получала частные уроки фортепьяно и пения, вторая группа получала частные уроки компьютера, третья группа не получала никакой подготовки. Те дети, которые проходили обучение игре на фортепьяно, показали результаты на 34% выше в тестах измерения пространственно-временных способностей, чем другие. Эти результаты показывают, что музыка однозначно развивает высшие функции мозга, необходимые для изучения математики, шахмат, науки и техники («Неврологические исследования», февраль 1997 года).
Шоу и Раушер дали толчок целой индустрии. Кроме того, они создали свой ??собственный институт: Нейроинститут музыкального развития интеллекта (MIND). Они проводят многочисленные исследования, чтобы доказать удивительные эффекты музыки, они даже создали веб-сайт для отслеживания всех новостей, касающихся этих исследований.
Шоу и Раушер утверждают, что их работы была искажены. На самом деле, они показали, «что существуют структуры нейронов, которые возбуждаются один за другим и, что, кажется, есть участки мозга, которые реагируют на определенные частоты». * Это не то же самое, что показать, будто прослушивание Моцарта повышает интеллект у детей. Тем не менее, Шоу не собирается ждать более убедительных доказательств, поскольку и без этого не испытывает недостатка в родителях, желающих повысить IQ собственных детей. Он выпустил книгу, а также компакт-диск с названием «Вспоминайте Моцарта». Этот диск можно заказать и купить в институте Шоу. Он и его коллеги уверены, что, поскольку пространственно-временное мышление играет существенную роль при решении когнитивных задач, стимуляция связанных с ним зон мозга при выполнении упражнений увеличит способности человека. Шоу и его сотрудники продают специальную компьютерную программу, которая при содействии бойкого мультипликационного пингвина способствует развитию пространственного мышления у всех желающих.
Шоу и Раушер дали толчок развитию целой индустрии, но СМИ и некритически настроенные люди породили альтернативную науку, поддерживающую эту индустрию. Преувеличенные и ложные утверждения о воздействии музыки стали настолько избитыми, что попытка их корректировки была бы бесполезной тратой времени. Например, Джамал Мунши, сотрудник университетской бизнес-администрации из округа Сонома, коллекционирует пикантные новости о дезинформации и легковерии. Он размещает их на своем сайте в рубрике «Странно, но факт». Там есть информация об экспериментах Шоу и Раушера, продемонстрировавших, что прослушивание сонаты Моцарта «увеличивает показатель научно-технических способностей студентов на 51 балл». На самом деле, Шоу и Раушер раздали бланки с тестами 36 студентам Калифорнийского университета и обнаружили, что при прослушивании музыки Моцарта участники демонстрировали временное улучшение на 8-9% своих личных показателей по сравнению с аналогичным тестированием, проводившимся после прослушивания релаксационной музыки. (Мунши также утверждает, что наука не может объяснить, как мухи летают. Ученые работают над этой важной проблемой, поэтому мы должны отдать им должное. Некоторые даже утверждают, что знают, как насекомые летают.)
Дон Кэмпбелл, сторонник взглядов Карлоса Кастанеды и П.Т. Барнума, преувеличивает и искажает работы Шоу, Раушера и других в свою пользу. Он сделал своей торговой маркой выражение «Эффект Моцарта» и торгует собой и своей продукцией на сайте www.mozarteffect.com. Кэмпбелл утверждает, что у него рассосался тромб в мозгу благодаря молитвам и воображаемой вибрирующей руке внутри правой стороны черепа. Легковерные сторонники альтернативной медицины не ставят под сомнение это утверждение, хотя оно является одним из утверждений, которые не могут быть доказаны или опровергнуты. Он мог бы также утверждать, что тромб рассосался благодаря ангелам. (Интересно, почему у него образовался тромб, если музыка так хорошо влияет на человека. Может быть, он слушал рэп?)
Утверждения Кэмпбелла о воздействии музыки по колоритности напоминают стиль рококо. И подобно рококо, они столь же искусственны. (Кэмпбелл заявляет, что музыка может исцелить от всех недугов). Он подает свои доказательства в повествовательной форме и неправильно их интерпретирует. Некоторые его результаты совершенно фантастичны.
Все его аргументы рушатся при малейшем вмешательстве здравого смысла. Если музыка Моцарта способна поправлять здоровье, почему сам Моцарт часто болел? Если прослушивание музыки Моцарта способствует улучшению интеллекта, почему самые умные люди не относятся к знатокам творчества Моцарта? *
Отсутствие доказательств эффекта Моцарта не помешала Кэмбеллу стать фаворитом наивной и доверчивой публики, которой он читает лекции.
Когда журналу McCall’s нужен совет, как избавиться от печали с помощью музыки, когда телеканал PBS хочет взять у специалиста интервью о том, как голос может зарядить вас энергией, когда корпорация IBM нуждается в консультанте по вопросам использования музыки для роста производительности труда, когда Национальной ассоциации выживших от рака требуется оратор, умеющий говорить об исцеляющей роли музыки, они обращаются к Кэмпбеллу. (сайт Кэмпбелла)
Губернаторы штатов Теннесси и Джорджия основали программу, согласно которой компакт-диск Моцарта выдается каждому новорожденному. Законодательное собрание штата Флориды приняло закон, требующий, чтобы классическую музыку играли каждый день в финансируемых государством детских образовательных учреждениях. Сотни больниц получили бесплатные компакт-диски классической музыки в мае 1999 года от Национальной академии звукозаписи и Фонда науки. Вряд ли эти благие намерения основаны на твердых исследованиях, что классическая музыка повышает интеллект ребенка или ускоряет процесс выздоровления у взрослых.
По утверждению Кеннета Стила, профессора психологии Аппалачского государственного университета, и Джона Брюэра, руководителя Фонда имени Джеймса МакДоннела в Сент-Луисе, прослушивание произведений Моцарта в действительности не оказывается воздействия на интеллектуальную деятельность или здоровье. Стил и ее коллеги Карен Басс и Мелисса Крук утверждают, что они опирались на сообщения Шоу и Раушера, но не могли «найти какой-нибудь эффект», хотя их исследование включало 125 студентов. Они пришли к выводу, что «имеется очень мало доказательств в поддержку внедрения программ, основанных на существовании эффекта Моцарта».Их исследование, опубликованно в июле 1999 года. Два года спустя, некоторые исследователи сообщили в том же журнале, что случаи наблюдения эффекта связаны с «повышеним настроения и возбуждением» (Willingham 2006).
В своей книге Миф о первых трех годах жизни Брюэр критикует не только эффект Моцарта, но и несколько других мифов, базирующихся на неправильной интерпретации последних исследований мозга.
Эффект Моцарта является примером того, насколько в нашем мире переплелись наука и СМИ. Сообщение длиной в несколько абзацев в научном журнале становится универсальной истиной в течение нескольких месяцев, которой верят даже ученые, которые знают, как СМИ умеют искажать и извращать результаты. Другие, чуя запах денег, переходят на сторону победителя, добавляя свои собственные мифы, сомнительные утверждения и искажения в общую копилку. Тогда многие легковерные сторонники смыкают свои ряды и выходят на защиту веры, потому что на кону стоит будущее наших детей. Мы радостно покупаем книги, кассеты, диски и т. д. Вскоре в миф уже верят миллионы, считая его научным фактом. Потом процесс наталкивается на легкое критическое сопротивление, потому что мы уже знаем, что музыка может влиять на чувства и настроение. Тогда почему бы ей не влиять на интеллект и здоровье, хотя бы немного и временно? Это просто здравый смысл, не так ли? Да, и еще одна причина для скептицизма.
Смотрите также:
- Внетелесный опыт
- Геллер, Ури
- Самоконтроль мышления по методу Сильвы
- Принстонская лаборатория аномальных исследований
Перейти на главную