Эктоплазма
Эктоплазма это вещество, якобы выделяемое призраками, дающее ему возможность материализоваться и исполнять фокусы вроде телекинеза, поднятие в воздух мебели и т.п.
В период расцвета спиритизма в 19 и начале 20 века эктоплазма сочилась из различных анатомических отверстий медиумов. Немного белого тканеподобного вещества, вытекающего изо рта, ушей или носа считались убедительными доказательствами жизни после смерти для тех, кто думал, что духи не проводя все свое время на небесах или в аду, но летают по земле, и пытаются дать нам намеки на их существование. Множество фотографий эктоплазмы можно купить на Amazon или в сувенирных лавках.
Одним из наиболее одиозных медиумов в Америке была Мина Крэндон, жена доктора Лероя Гобарда Крэндона, врача, очарованного историей о царице Белфаст, которую материализовала медиум Кэтлин Голайер (Christopher 1975: 192). История Голайер была пересказана Уильямом Джексоном Кроуфордом, довольно странным исследователем паранормальных явлений (Гуддини думал, что он был сумасшедшим, одержимым нижним бельем). (Roach 2005: 132 и след.). Был ли он психически неуравновешенным или нет, неизвестно, но Кроуфорд был не самым проницательным исследователем. Он дает подробное описание того, что он чувствовал в темноте во время сеанса Голайер: «я ощущал кости, близко расположенные друг к другу… или пальцы ног», но вместо вывода, что он чувствовал ее ноги (которые она, вероятно, использовала для создания ощущения присутствия духа), Кроуфорд подумал, что он потрогал «сверхъестественные структуры» (Roach 2005: 133). Когда он рассмотрел отпечатки на штукатурке под столом медиума, и обнаружил отпечатки обуви женщины, Кроуфорду не пришло в голову, что отпечатки, возможно, были сделаны самим медиумом. Он подумал, что они были сделаны «психическим лучом».
По словам Кроуфорда, психические лучи в основном нематериальны, и только свободный конец жесткий и способен оказывать воздействие. Доктор Густав Джили отмечает, что эктоплазма очень изменчива по внешнему виду, иногда парообразная, иногда пастообразная, иногда пучок тонких нитей или тонкая тканеподобная пластинка. Она может быть белой (наиболее часто наблюдаемый цвет, вероятно, потому что в темноте он наиболее заметен), серой или черной, а может быть даже светящейся, словно фосфоресцирующей. На ощупь она бывает мягкой, эластичной, волокнистой или твердой. Она имеет возможность передвигаться, и движется, как правило, со скоростью медленной рептилии, хотя иногда она может двигаться с чрезвычайной быстротой. Она способна к эволюции и инволюции, одним словом, живое вещество. (Barnard)
Видимо, идея паутины, движущейся подобно рептилии, вдохновила доктора Крэндона стимулировать свою жену в попытках попробовать свои силы в получении связи с духами. Остальное, как говорится, уже история. Мина Крэндон, известная как «Марджери», стала самым известным и универсальным экстрасенсом (Кристофер 1975: 193). Она была особенно успешна в демонстрации эктоплазмы. Некоторые из ее последователей «считали, что таинственный дух выдавливается у нее между ног, чтобы продемонстрировать себя» (Кристофер 1975: 206). Скептики подозревают, что эктоплазмы выделялась из ее влагалища (Кристофер 1975: 212).
Комитет по расследованию паранормальных способностей Марджери был создан по инициативе Scientific American. Гарвардский профессор психологии Уильям Макдугалл писал:
Существует убедительное доказательство того, что выделения «эктоплазмы» в некоторых и, вероятно, во всех случаях происходили из одного конкретного «анатомического отверстия» (т. е. влагалища). (Roach 2005: 137)
Не все члены научного комитета согласились с Макдугаллом и даже сам Макдугалл не считал вагинальное происхождение эктоплазмы убедительным доказательством того, что Марджери была аферисткой. Гудини, другой член комиссии, и независимый исследователь Дж.Б. Рейн сочли Марджери очевидной мошенницей. Оценка Рейна особенно интересна, поскольку вскоре после того, как он и его жена Луиза заявились в 1927 году работать к Уильяму Макдугаллу, они исследовали «лошадь-телепатку» по имени Lady Wonder. Они заявили, что не смогли обнаружить обман и что лошадь действительно была телепаткой. Последующие испытания лошадь не прошла и Рейны заявили, что Lady Wonder потеряла свои телепатические способности.
Один из членов команды Scientific American, доктор Джеймс Малкольм Берд, публично заявил, что он был убежден в экстрасенсорных способностях Марджери в книге под названием «Медиум Марджери». Гудини назвал Берда «супер лжецом» и написал, что «он такой доверчивый, что не может разглядеть простейшие трюки салонной магии» (Кристофер 1975: 219). Берд утверждал, что Крэндоны были готовы пройти «полное анатомическое зондирование» Марджери перед сеансом, а это признак того, что им нечего скрывать. Гудини ответил, что Крэндон «решительно отказался от любых подобных экспертиз, и, если кто-то требовал анатомической экспертизы Марджери, он останавливал сеансы». В 1930 году Берд ушел из Американского общества психических исследований (ASPR) вскоре после того, как он представил доклад, в котором признался, что на самом деле считал Марджери мошенницей. Он также признался, что Мина Крэндон предложила ему сделать поддельные результаты, чтобы обмануть Гудини. ASPR несколько лет запрещал отчет Берда (Williams 2000: 205), что показывает, что они были столь же честны, сколько доктор Берд.
В 1924 году Эрик Джон Дингвалл из британского Общества психических исследований, прибыл в Бостон и начал оказывать помощь в тестировании медиумов. Он попросил, чтобы Марджери провела сеанс в колготках. Она сказала, что это невозможно. Тем не менее, активные в 1930 году медиумы были подвергнуты тщательному обследованию естественных отверстий тела перед каждым сеансом (Roach 2005: 141). Чтобы избежать вторжения в частную жизнь и при этом обеспечить адекватную защиту от мошенничества, маг и исследователь медиумов Гарри Прайс изобрел «одежду для сеансов». Она плотно облегала медиума с ног до головы, включая руки, так что торчала только голова. Хирам Максим рассказывает о медиуме, которого одели в этот костюм, плотно сходившийся на шее. Медиум разорвал воротник и все увидели приклеенные к его груди цветы для материализации (Christopher 1975: 212).
Прайс был автором «Regurgitation and the Duncan Mediumship» . Он подозревал, что некоторые медиумы проглатывали предметы, и отрыгивали во время сеансов. Технико-экономическое обоснование этого довольно тошнотворного трюка приводит Мэри Роуч (2005: 144. Далее). Роуч также предлагает гораздо более простое объяснение появления эктоплазмы. Ваш муж сидит рядом с вами во время сеанса. Он может засунуть материал под рубашку или брюки, а затем передать вам под стол, когда в комнате станет темно.
Смотрите также:
- Электронный голосовой феномен
- Телепатия
- Конкурс Джеймса Рэнди
- Экстрасенсы
- Экстрасенсорная фотография
Перейти на главную