Гурджиев, Георгий Иванович
Георгий Гурджиев (Георгиади), армянин греческого происхождения, родился в России. Прославился в Париже как харизматический мистик. Георгий Гурджиев в 1919 году создал в России «Институт гармоничного развития человека», который затем воссоздал в 1922 году во Франции. Гурджиев выдвигал доктрины, состоящие из абсурдных оккультных воззрений и мистических идей о Вселенной, которым (по его словам) его научили мудрецы, когда он путешествовал по Средней Азии. Его откровения вылились в такие книги: «Встречи с замечательными людьми», «Все и вся», «Рассказы Вельзевула своему внуку — объективная, беспристрастная критика жизни человека». Его ученик Питер Успенский изложил невразумительные размышления Гурджиева в более доступной форме, но они все равно остаются весьма скучными.
Для некоторых поклонников Гурджиева Успенский был несовершенным мистиком. Но другие последователи этого учения находили Гурджиева и Успенского равными по силе гуру. Они много говорили о самых разнообразных вещах, включая Луну:
Влияние Луны на все живое проявляется во всем, что происходит на Земле. Человек не может стать свободным от влияния Луны. Все его движения и, следовательно, все его действия находятся под контролем Луны. Механическая часть нашей жизни зависит от Луны . *
Луна в настоящее время питается органической жизнью, жизнью человечества.
Гурджиев привлекал своих почитателей такими идеями: «большинство проснувшихся людей ведут себя так, как будто они все еще спят» и «большинство людей внутри себя мертвы». Возможно, он имел в виду, чтобольшинство людей доверчивы, легковерны и их легко перетянуть на свою сторону. Они чрезвычайно внушаемы, не склонны к размышлениям или недоверию по отношению к ближним и нуждаются в учителе, который наполнит их жизни энергией и смыслом. Похоже, что Гурджиев воспользовался отсутствием у большинства людей скептицизма и самомотивации. Люди хотят, чтобы кто-то показал им, как жить полноценной жизнью, поэтому легко поддаются на удочку различных гуру. Гурджиев предлагал путь к истинному пробуждению — знаниям и жизненной энергии, недоступным обычному сознанию. Ему удалось привлечь к своему учению избранный круг писателей, артистов, богатых вдов и других ищущих душ. Они работали на его ферме, а в обмен на их труд Гурджиев делился своей мудростью. Он предлагал множество утверждений и объяснений всего, что существует под Луной, основанием для которых была лишь его собственная фантазия. При этом его абсолютно не заботило мнение официальной науки.
Очевидно, что Гурджиев был влиятельной личностью, а его презрение к науке должно быть, добавляло ему привлекательности. Известно, что он отличался чрезвычайной самоуверенностью и не выказывал ни тени сомнения. Вероятно, именно эти качества успокаивали многих людей. Его учения и методы были достаточно двусмысленными, поэтому их углубили некоторые из его учеников. Например, Фриц Питерс рассказывает следующую историю о Гурджиеве.
Чтобы объяснить тайну бытия одной богатой англичанке, предложившей тысячу фунтов за его мудрость, Гурджиев пригласил за их столик женщину легкого поведения и сказал ей, что он с другой планеты. Также он сказал, что пища, которую он ест, прислана ему с его родной планеты и стоит весьма дорого. Он дал этой женщине отведать его еды и спросил, на что она похожа. Женщина сказала, что по вкусу эта еда напоминает вишни. «Это и есть тайна бытия» — сказал Гурджиев английской леди. Она назвала его шарлатаном и ушла. Через некоторое время она заплатила ему деньги и стала преданной последовательницей учения.
Тем, кто находится в поисках духовной эволюции или трансформации, такие проводники, как Гурджиев и Успенский, обещают вход в эзотерический мир древней мистической мудрости. Общество друзей Гурджиева и Успенского имеет центры в более чем 30 странах по всему миру.
Перейти на главную