Натурализм
Натурализм это метафизическая теория, которая считает, что все явления можно объяснить механистически естественными причинами и законами. Натурализм утверждает, что наша Вселенная есть огромная «машина» или «организм», лишенный общего назначения и равнодушный к человеческим потребностям.
Натурализм часто путают с атеизмом, материализмом, позитивизмом, эмпиризмом, детерминизмом и сциентизмом.
Деистично настроенные основатели США были сторонниками натурализма. Деизм признает трансцендентного творца, но отрицает его связь с природой. Таким образом, понимание бога не необходимо для понимания мира.
Пантеистические философы вроде Джордано Бруно и древних стоиков тоже натуралисты. Пантеизм обожествляет весь мир.
Натурализм не отрицает и не подтверждает идею существования Бога. Она возводится в ранг гипотезы, не нуждающейся в научных исследованиях, поскольку духовные и божественные намерения не объяснить с помощью научных понятий. С другой стороны, сфера науки ограничивается интерпретацией эмпирических явлений, к каковым не относятся ни сверхъестественные силы, ни их воздействие.
Разница между натуралистической и сверхнатуралистическими точками зрения заключается в том, что представители первой из них предпочитают механистические объяснения, в то время как представители второй — теологические. Механистические объяснения противоположны теологическим, в них нет упоминаний о целях или намерениях, за исключением метафор, встречающихся в биологии.
Различие между механистической и теологической точками зрения легко заметить, обратившись к следующим примерам.
Половое влечение
С теологической точки зрения, половое влечение имеет своей целью воспроизведение в пределах вида. Удовольствие, сопутствующее сексу, представляет собой главный стимул для воспроизведения. Если бы секс приносил в основном болезненные ощущения, большинство представителей того или иного вида старались бы избегать сексуальных отношений и, следовательно, вид был бы обречен на постепенное вымирание. Некоторые теологи придерживаются мнения, что сексуальные отношения для воспроизведения — единственно подходящий повод для секса. Умаление репродуктивной роли секса равносильно отрицанию божественного замысла и аморально по своей сути. Следовательно, контроль рождаемости и гомосексуализм аморальны в силу своей неестественности.
С механистической точки зрения, сексуальное влечение непроизвольно и не преследует никаких особых целей. Оно возникло вовсе не для того, чтобы побуждать животных к воспроизведению себе подобных. Скорее животные с сильным сексуальным влечением лучше размножаются и, следовательно, процветают. Наоборот, виды со слабым половым влечением вряд ли выживут. Согласно этой точке зрения, роль секса нельзя умалить, поскольку у секса вообще нет никаких особых целей.
Опыление пчелами
С теологической точки зрения опыление цветущего сада пчелами носит целенаправленный характер и представляет собой часть божественного замысла. По мнению представителей механистического направления, пчелы просто-напросто делают свое дело и попутно опыляются сады. И если бы не существовало насекомых, которые бы занимались тем же, что и пчелы, садов не было бы. Мир выглядел бы совершенно иначе, но по-прежнему оставался миром. Различные механизмы равносильны различным мирам. Выбор происходит не между миром и пустотой, а между двумя различными мирами.
Педофилия
Для телеологов, у педофилов и сексуальных маньяков существует какое-то божественное назначение. Для механистического натуралиста, педофилы и убийцы детей таких целей не имеют. Их желания могут быть обусловлены физически, но это не значит, что они должны быть выполнены. И телеологи и натуралисты может возлагать на педофилов и сексуальных маньяков ответственность за их злое поведение, но не обязательно. Есть некоторые телеологи и некоторые натуралисты, которые придерживаются детерминизма и считают, что ответственность за все несет или бог, или природа. Натуралисты, однако, не чувствуют никакой необходимости объяснять, почему такое зло существует. Некоторые натуралисты могут искать причинные объяснения и отрицать, что злое поведение выбирают злые лица со злыми желаниями. Все натуралисты могут договориться о том, что желания сами по себе объяснимы исключительно причинными механизмами, выходящими за рамки личной ответственности. Но, не все согласятся, что действие сообразно желаниям вполне объяснимо без упоминания о свободе и ответственности за злодеяние.
Какова цель зла?
Телеологи, с их нравственными и духовными целями, которыми они наделяют каждый аспект реальности, должны придумать какое-то объяснение для существования зла. Раздел теологии, который пытается объяснить такие вещи, называют теодицеей. В теодицеи считается разумным и приемлемым объяснять так: “пути Господни неисповедимы”. Или, как Бог якобы сказал Иову, когда он осмелился спросить: “Почему я?” — “разве твоя рука равносильна Господней?” Короче говоря: “Я главный бог, я не должен никому объясняться “. Зло существует, а с верой в Бог вы можете быть уверены, что существует хорошая причина для зла. Примите это на веру.
Телеология по Спинозе
Спиноза утверждал, что телеологическое мышление представляет собой примитивное мышление предков. Погоня за ” причинами” ни к чему не привела в стремлении понять природу. Только тогда, когда человечество отказалось от антропоморфного образа мышления, который объясняет погоду, геологию, физику и т.п., с точки зрения божественной цели, мы значительно продвинулись в познании природы. История доказала, что Спиноза прав. Телеологические теории являются совершенно лишними.
С другой стороны, атака Спинозы на телеологию завершилась так: он не верит, что поведение человека должно было быть объяснено как-то иначе, чем все остальное в природе. Поведение человека может быть объяснено с механистической точки зрения, так же, как поведение всех природных явлений. Люди могут изменить свое поведение не больше, чем падающие камни могут изменить свое направление. И ни люди, ни падающие камни не несут ответственность за свое поведение. Тем не менее, отказ Спинозы от свободы воли больше не является необходимым следствием натурализма.
Натуралистическое мировоззрение
Наконец, натуралистическое мировоззрение это мировоззрения без мистических элементов. Вселенная — это все, что мы можем надеяться познать, и нет никаких веских причин, чтобы утверждать о существовании сверхъестественного мира за пределами и в дополнение к природному миру. Вера в сверхъестественные элементы в человеческом обществе сама по себе является естественным явлением, которое имеет натуралистическое происхождение и историю. Там могут играть роль силы природы, но нет ничего, что требует магического мышления или суеверного полагания существования трансцендентного существа, несущего ответственность за них. Даже те религии и философии, что концентрируются вокруг веры в сверхъестественное, а также так называемый мистический опыт, сами по себе являются естественными и развиваются без помощи сверхъестественных сил. Даже так называемые чудеса объяснимы с точки зрения природных явлений.
Перейти на главную