Открытие: искра для науки
Моменты, когда восклицают «Эврика!» или «Ага!» может не часто происходят, но они часто толкают вперед науку или ученых. Для ученого, каждый день таит возможность открытия — возможность придумать новую идею или сделать наблюдение, которое никто раньше не делал. Огромные пласты знаний до сих пор не разработаны и многие из основных вопросов о Вселенной до сих пор без ответа:
- Что вызывает гравитацию?
- Как тектонические плиты передвигаются по поверхности Земли?
- Как наш мозг хранит воспоминания?
- Как молекулы воды взаимодействуют друг с другом?
Мы не имеем исчерпывающих ответов на эти и множество других вопросов, но перспектива ответа на них манит науку вперед.
Повседневные научные вопросы
Научные вопросы могут показаться сложным (например, какие химические реакции позволяют клеткам разорвать связи в молекулах сахаров), но это не всегда так. Вы, наверняка ставили перед собой много обыденных, но научных вопросов: как самолеты летают, почему торт поднимается в духовке, почему яблоки становятся коричневыми, как только их разрежут? Вы можете найти ответы на многие из этих «повседневных» научных вопросов в местной библиотеке, но на другие вопросы наука может не иметь ответ. И ответ на такие вопросы может привести к удивительным новым открытиям. Например, мы все еще не знаем точно, как мозг запоминает, что нужно купить молоко в продуктовом магазине. Так же, как мы мотивированы ответить на вопросы о нашем повседневном опыте, ученые решают такие вопросы на всех уровнях, в том числе вопросы о природе Вселенной.
Открытия, новые вопросы, и новые идеи держат ученых в тонусе и заставляют не спать по ночам, но они являются лишь частью общей картины, остальное состоит из тяжелой и утомительной работы. В науке, открытия и идеи проходят проверку на нескольких уровнях доказательности, а затем интегрируются в общую научную картину, причем этот процесс может занять много лет. И зачастую, открытие не гром среди ясного неба. Открытие может быть результатом многих лет работы по конкретной проблеме, о чем свидетельствует открытие Генриетты Ливитт.
Звездные сюрпризы
Астрономы давно знали о существовании переменных звезд — звезд, яркость которых меняется со временем, медленно сдвигается между блестящим и тусклым — когда в 1912 году, Генриетта Ливитт объявила об их открытии. У таких звезд, промежуток времени между ярким и тусклым состоянием, казалось, был связан с их полной яркостью: звезды с медленным циклом развития более яркие. В то время никто не знал, почему это было так, но, тем не менее, открытие позволило астрономам рассчитать расстояния до далеких звезд, и, следовательно, выяснить размер нашей собственной галактики. Наблюдения Ливитт стали настоящим сюрпризом — открытием в классическом смысле этого слова — но оно пришло только после многолетнего тщательного сравнения тысяч фотографий звездных бликов и поиска объяснительной модели.
Процесс научного открытия не ограничивается профессиональными учеными, работающими в лабораториях. Повседневный опыт дедуктивного вывода, что ваша машина не заводится из-за плохого топливного насоса, или выяснения, что многоножки в вашем дворе предпочитают темные камни, имеет фундаментальное сходство с классическими научными открытиями вроде построения двойной спирали ДНК. Эти действия предполагают сбор всех наблюдений и анализ доказательств — и все они обеспечивают поиск ответа на вопрос. Некоторые психологи утверждают, что путь познания отдельных людей (особенно в детском возрасте) имеет множество сходств с прогрессом науки: оба включают проведение наблюдений, анализ доказательств, проверку гипотез и принятие тех, которые работают.
Перейти на главную