Помимо физики, химии и биологии
Мы увидели, что научные исследования должны соответствовать набору ключевых характеристик: они направлены на улучшение нашего понимания мира природы, работают только с теориями, которые можно проверить с помощью эксперимент, опираются на научное сообщество, инспирируют дальнейшие исследования, и выполняются людьми, которые ведут себя сообразно научной этике. Хотя не все исследования идеально сочетают в себе эти признаки, наука в целом стремится воплотить все эти возможности. Открытие Эрнестом Резерфордом атомного ядра, например, удовлетворяет этим характеристикам довольно точно. Но как быть с менее стереотипными «научными» исследованиями — про которые не будет написано в школьных учебниках — которые не соответствуют нашему списку? Чтобы выяснить это, мы рассмотрим пример из области психологии.
Психология животных
Большинство из нас, наверное, задавались вопросом, как другие животные думают и воспринимают мир (например, мой пес Фидо действительно рад меня видеть или он просто хочет лакомство?), — но как наука может удовлетворить это любопытство? В конце концов, как мы можем проверить идею о том, что животное думает? В 1940 году психолог Эдвард Толмен исследовал этот вопрос научными методами. Он захотел узнать, как крысы ориентируются в пространстве, например, в лабиринте, где спрятано угощение. Толмен подозревал, что крысы будут строить мысленную карту лабиринта, и решил проверить эту мысль, хотя многие его коллеги считали, что крысы научились бы ориентироваться в лабиринте через обучение «стимул-реакция», связывая участки местности с особыми результатами (например, если я пойду в этот участок туннель, я получу кусок сыра), не имея в уме «картины» лабиринта.
Насколько исследование Толмена соответствует нашему списку:
Исследование мира природы?
Мозг крыс и его работа являются частью природного мира, равно как и поведение крыс.
Стремится к объяснению?
Толмен стремился объяснить, как крысы ориентируются в своем окружении.
Проверяемая теория?
Обе идеи о том, как крысы ориентируются (ментальные карты и стимул-реакция) являются проверяемыми, но проверка требует некоторого умственного усилия и логического мышления, чтобы разработать соответствующий эксперимент. Чтобы проверить свои теории, Толмен и его коллеги пускали крыс в лабиринт, в котором было много различных туннелей, в каждый из которых можно было войти. Один из туннелей имел множество поворотов, но последовательно приводил к лакомству, и крысы быстро научились идти по этому туннелю. Затем экспериментаторы заблокировали вход в туннель с угощением. Что крысы сделали? Толмен считал, что если крысы ориентируются с помощью ментальной карты, они выберут другой туннель, который, в соответствии с их ментальной картой лабиринта, поведет в направлении пищи. Но если крысы ориентируются с помощью стимул-реакции, они выберут туннель, ближайший к туннелю с вознаграждением, независимо от направления, по которому они раньше шли к угощению.
Опирается на доказательства?
Толмен и его коллеги проверили теорию о ментальной карте в нескольких экспериментах, в том числе эксперименте с туннелем, описанном выше. В этом эксперименте они обнаружили, что большинство крыс идут в туннель, ведущий в направлении лакомства, вместо туннеля, находящегося ближе всего к первоначальному. Теория, что крысы ориентируются с помощью ментальной карты, получила доказательства.
Научное сообщество?
Толмен опубликовал много работ на эту тему в научных журналах, чтобы поведать о своих экспериментах и доказательствах другим психологам.
Дальнейшие исследования?
Это исследование стало лишь одним из большого числа психологических исследований о том, как живые существа учатся и принимают решения на основе своих представлений о мире.
Научное поведение?
Эдвард Толмен и его коллеги обладали научной честностью и вели себя таким образом, чтобы подтолкнуть науку вперед. Они точно сообщили свои результаты и позволили другим проверить их теории.
Перейти на главную