Пункт №2: Наука стремится объяснить и понять
Наука как коллективный институт стремится вырабатывать все более и более точные естественные объяснения того, как работает мир природы, каковы его компоненты, и как мир стал таким, какой он сейчас. Классической, главной целью науки было формирование объективных знаний и понимания, независимо от их потенциального применения — например, исследования химических реакций, которым подвергается органическое соединение в процессе выявления его структуры. Тем не менее, все чаще научные исследования проводятся с явной целью решения конкретных технологических проблем, и новые знания строятся на пути к этой цели. Например, химик может заниматься синтезом противомалярийных лекарств синтетически и в процессе открыть новые методы синтеза, которые могут быть применены для получения других химических веществ. В каждом из этих случаев (называемых соответственно «чистыми» или «прикладными» исследованиями), наука направлена на увеличение нашего понимания того, как устроен мир природы.
Знания, полученные наукой, всегда открыты для вопросов и пересмотра. Никакие научные идеи никогда не является раз и навсегда «проверенными». Почему? Наука находится в постоянном поиске новых данных, которые могли бы выявить проблемы с нашими нынешними данными. Идеи, которые мы полностью принимаем сегодня, могут быть отклонены или изменены в свете новых данных, обнаруженных завтра. Например, до 1938 года палеонтологи единодушно соглашались, что целаканты (древние рыбы) вымерли в то время, когда они появились в летописи окаменелостей — около 80 миллионов лет назад. Но в 1938 году живая латимерия была обнаружена у берегов Южной Африки, в результате чего ученые пересмотрели свои идеи и начали исследовать, как это животное выживает в морских глубинах.
Несмотря на то, что они могут быть изменены, научные знания являются надежными. Теории получают научное признание, потому что они проходят несколько уровней доказательства. Научные теории обязательно дают достаточно точные предсказания, которые позволяют нам выяснить, как поведут себя объекты в природе (например, насколько высока вероятность того, что ребенок унаследует определенные генетические заболевания) и как мы можем использовать это понимание для решения проблем (например, как сделать рабочую лампочку, имея электричество, проволоку, стекло и несколько других компонентов). Например, научное понимание динамики газов позволяет нам строить самолеты, которые надежно переносят нас из одного аэропорта в другой. Хотя знания, используемые для проектирования самолетов, только временные (см.выше), эти знания позволили нам построить множество самолетов, которые летают. У нас есть все основания доверять научным теориям: они работают!
Исследования Эрнеста Резерфорда были направлены на понимание небольшой, но крайне важной, части естественного мира: атома. Он исследовал его, используя альфа-частицы: атомы гелия, лишенные электронов. Резерфорд обнаружил, что при прохождении пучка этих крошечных, положительно заряженных альфа-частиц через золотую фольгу, частицы не остаются на своих траекториях, они отклоняются (или «рассеиваются») под разными углами. Резерфорд решил выяснить, что это может сказать ему о структуре атома.
Перейти на главную