Теософия
Мы утверждаем, что божественная искра в человеке одинакова по своей сути с Абсолютным Духом, наше«духовное Я»является практически всеведущим, но оно не может проявить свои знания в связи с препятствиями материи. Теперь эти препятствия удалены, другими словами, чем больше физическое тело парализовано, например, в глубоком сне или глубоком трансе, или в болезни, тем более полно может проявиться внутреннее Я. Это наше объяснение тех поистине чудесных явлений более высокого порядка, в которых участвует свободный интеллект и знания. – мадам Блаватская
Мы заключены в тело, как устрица в свою оболочку. – Сократ в диалоге Платона «Федр»
Для философа тело является “беспокойным элементом, препятствующим душе в приобретении знаний … Что такое очищение, как не … освобождение души от оков тела?” Ibid
Тайная Доктрина мадам Блаватской , многотомный труд, это совмещение ужасной ерунды и бессмысленной эзотерики, так что любой буддолог и тибетолог постарается избежать упоминаний о себе в таком контексте – Леопольд Фишер
Теософия буквально означает «божественная мудрость» и используется по отношению к мистицизму философов, полагающих, что они могут понимать сущность бога интуитивно, без откровений; или по отношению к эзотеризму эклектических собирателей мистических и оккультных аспектов философии, утверждающих, что они передают из поколения в поколение великие тайны древней мудрости.
Теософская мистика обязана своим появлением Платону, Плотину и другим неоплатонистам, а также Якобу Беме. Она пережила свой ??последний подъем в западной философии в 19 веке в немецком идеализме. Мистические традиции по-прежнему сильны во многих незападных философских школах, таких как индийская философия.
Теософский эзотеризм обязан своим появлением Елене Петровне Блаватской (1831-1891), известной на Западе как мадам Блаватская, которая стояла у истоков Теософского общества, созданного в Нью-Йорке в 1875 году. Эзотерическая теософская традиция, основанная Блаватской, впитала в себя некоторые философские и религиозные традиции, в том числе зороастризм, индуизм, гностицизм, манихейство и каббалу.
Критики считают мадам Блаватскую “одной из самых законченных, изобретательных и интересных жуликов в истории”. * Преданные последователи считают ее святой и гением. Они утверждают, что она открыла для себя истинную природу мироздания, обладала ясновидением или интуицией, не нуждалась в научной подготовке и связи с другими учеными. Поскольку эти характеристики не противоречат друг другу, возможно, она была одновременно и мошенницей и святым гением. Многое из того, что известно о Блаватской, известно только с ее слов и легенд ее преданных последователей. По утверждению Блаватской, она провела несколько лет в Тибете и Индии, где была посвящена в оккультные тайны различными «мастерами» (махатмами или адептами), в частности Мориа и Кут Хуми, обладателями астральных тел и экстрасенсорных возможностей, сакральными хранителями Древней Мудрости. Она писала, что эти мастера хотят объединить все человечество в некое братство, несмотря на то, что все они обитают в самом отдаленном уголке мира и, по-видимому, меньше кого либо другого контактируют с другими людьми.
Обман Блаватской
Мадам Блаватская была невероятно целеустремленной личностью и хорошо знакома с трюками медиумов, которые освоила во время работы в Египте на одного из таких людей. В самом начале существования Теософского общества она пользовалась подобными трюками для обмана других людей, чтобы убедить их в своих паранормальных способностях. Чтобы укрепить свой авторитет и добиться расположения других людей, она мистифицировала материализацию чайной чашки с блюдем и записывала послания, якобы продиктованные ее великими учителями.
В 1875 году Блаватская, юрист и писатель Генри Стилл Олкотт, а также У.К.Джадж организовали в Нью-Йорке Теософское общество. Блаватская познакомилась с Олкоттом в 1874 году. В то время он финансировал спиритическую деятельность братьев Эдди в Вермонте. Совместными усилиями этих и других единомышленников и было основано Теософское общество. Несколько лет спустя Блаватская и Олкотт поехали в Индию, где организовали штаб-квартиру Общества. В 1885 году, после сеансов мнимой материализации, Блаватскую стали подозревать в мошенничестве.
В 1888 году она написала свой главный труд — книгу «Тайная доктрина». Книга стала «попыткой примирить науку, Древнюю Мудрость и культурное наследие человечества с помощью… космологии, истории, религии и символизма». По мнению Блаватской, главная задача Теософского общества в том, чтобы объединить все религии, секты и нации в общую систему нравственных принципов, опирающуюся на вечные истины.
Она не отвергает религии, такие, как христианство и индуизм, но утверждает, что все религии имеют экзотерические и эзотерические традиции. Экзотерические традиции уникальны и различны для каждой религии. Эзотерическая доктрина является одинаковой для всех. Она утверждала, что передает мудрость общих эзотерических учений. И хотя она вначале занималась спиритизмом, Блаватская в конце концов заявила, что “духи умерших не могут вернуться на землю — за исключением редких и исключительных случаев ….”
Одно поражает — если теософия настолько древняя и универсальная, то почему вплоть до 1875 года она оставалась неизвестной? Мадам Блаватская предложила свой ответ. По ее словам, причиной тому послужило добровольное игнорирование. Мы, люди, утеряли истинную духовную проницательность, поскольку мы чересчур погружены в мир здравого смысла и слишком долго были рабами мертвого письма, состоящего из догм и ритуалов. Но самая веская причина, пишет она, заключается в том, что истинная теософия всегда хранилась в тайне. Существует несколько причин, по которым все происходило именно так.
Во-первых, упрямство и эгоизм, присущие природе обычного человека, всегда подталкивали его к удовлетворению личных желаний, к тому, чтобы навредить соседям и ближайшим родственникам. Таким людям никогда нельзя было доверять священные тайны. Во-вторых, они были ненадежны для того, чтобы беречь священные и божественные знания от осквернения. Именно последняя причина привела к искажению наиболее величественных истин и символов и к постепенному превращению духовного в очеловеченные, конкретные и грубые образы — другими словами, к попиранию божественной идеи и к идолопоклонству (Ключ к теософии).
Что же изменилось к концу 19 столетия? Если в то время люди стали менее упрямыми, эгоистичными или нечестивыми, то подобная информация немало потрясла бы социальных историков.
Древняя Мудрость
Так называемая Древняя Мудрость представляет собой компиляцию индуистских, египетских, гностических и других экзотических писаний и учений, смешанную с неоплатонизмом, оккультизмом и легендами, вроде мифа об Атлантиде. Это философии и истории для тех, кто испытывает священный трепет от таких слов, как тайна, особый, духовный, трансформация, эзотерика, оккультный и т.п. Она обещает увести от зла этого мира, особенно телесного, давая при этом объяснение злу. Они утверждают, что причина торможения духовного прогресса это ужасные вещи во Вселенной, которые называются «материи». Они обещают союз с некоторыми большими моральными целями, предлагая членство в особом изолированном обществе. Но, наверное, самая большая привлекательность для присоединения к таким эзотерическим обществам в том, что от вас не требуют пойти в колледж, и вам не придется читать Канта.
Что вам действительно нужно, так это склонность к оккультизму. По словам Блаватской, это опасная материя, но теософия может помочь.
Не зная истинного значения священных эзотерических символов природы, человек способен переоценить силу своей души, и, вместо того, чтобы общаться на духовном и ментальном уровне с высшими небесными существами, с добрыми духами… он будет неосознанно взывать к злым, темным силам, витающим над людьми — бессмертным, жутким порождениям человеческих преступлений и пороков и таким образом опустится с уровня теургии (белой магии) до черной магии.
По мнению Блаватской, никто не может быть истинным оккультистом, не став истинным теософом; иначе он попросту будет черным магом, сознательно или неосознанно. Она даже думала, что гипноз является оккультным искусством.
Оккультными науками не являются, как указано в энциклопедиях, “мнимые науки средневековья, связанные с предполагаемым действием или влиянием оккультных или сверхъестественных сил, как алхимия, магия, черная магия, астрология”, потому что они являются реальными, фактическими и очень опасными науками. Они раскрывают секрет силы вещей в природе, учат развитию и культивированию скрытых в человеке сил, что дает ему огромные преимущества перед более невежественными смертными. Гипноз в настоящее время широко распространен и является предметом серьезного научного исследования. Гипнотические силы были обнаружены почти случайно, умелый гипнотизер может делать с человеком почти все, начиная от принуждения валять дурака до приказа совершить преступление. Разве это не страшная сила, если она попадет в руки недобросовестных людей? И, пожалуйста, помните, что это лишь одно из мелких ответвлений оккультизма. (Ключ к теософии)
Блаватская, возможно, думала, что она поняла тайну божественной сущности, но скорее всего она просто поверила слухам. Я считаю, что ни одно так называемых «трансовых» состояний не является уникальным состоянием сознания, эти состояния регулируются социальной ролью, правилами игры, что подтверждают многие современные психологи, в том числе Николас Спанос.
Где аплодисменты?
Читатель может поинтересоваться, почему теософия не была признана универсальным спасительным средством всего человечества. Для некоторых это станет признаком того, что от теософии надо держаться подальше. Многие люди не восприняли всерьез рассказы русской женщины благородного происхождения о том, что в детстве ее посещали видения высокого индуса, который однажды материализовался в Гайд-парке и стал ее гуру и советчиком. Многие скептики посмеиваются над ее дворянскими корнями и последующей деятельностью в качестве циркового исполнителя и ассистента медиума, отказываясь замалчивать такие ее недостатки, как бессовестный обман. Другие люди попросту обходят ее доктрины стороной. Помимо высоких нравственных норм, стремления к миру во всем мире и доброжелательности по отношению к другим людям, есть определенные сомнения, действительно ли существуют все эти арии, астральные тела, Атлантида, эволюция духовных рас, паранормальные способности и т.д. Кому-то это покажется ничем не хуже библейских идей о Троице, но скептики расценивают как очередной метафизический бред. Наконец, многих отпугивает самодисциплина, требуемая теософией:
… главнейшее изо всех правил заключается в полном отречении от своей личности — преданный член должен стать истинным альтруистом, никогда не думать о себе и забыть о собственном тщеславии, гордости и благе своих близких, за исключением собратьев по эзотерическим кругам. Он должен жить в соответствии с принципами, воздерживаясь от всего, жить по законам самоотречения и строгой морали, выполняя свой долг перед человечеством.
Каждый член должен быть либо филантропом, либо ученым, исследующим арийские тексты и другую древнюю литературу, либо учеником, постигающим запредельное.
Непростая это жизнь — следовать пути махатм и Древней Мудрости, стремясь к объединению человечества в Великое Братство духовно развитых людей, обладающих тайными знаниями о таком чудесном месте для отдыха астральных тел, как Атлантида. Мечта о Братстве Людей остается мечтой, однако мадам Блаватская внесла свою посильную лепту, ибо теософские общества существуют и поныне в различных странах мира.
Смотрите также:
Перейти на главную
Комментарии
12 комментариев к “Теософия”
Прошу прощения, а автор сего текста действительно внимательно и тщательно изучал все материалы связанные с историей Елены Петровны Блаватской? Создается ощущение, что не очень. Или, возможно, он пользовался достаточно устаревшими материалами. Либо все это не меньшая мистификация и подлог, чем приписываемый ЕПБ. По крайней мере, противоречия в самом тексте указывают на большую долю недобросовестности автора.
Голословные утверждения здесь не принимаются. Где вы видите подлог и мистификацию?
Неужели голословные утверждения не принимаются? а судя по статье, этого не скажешь… Вы, уважаемый, внимательно читали статью?
Сначала автор пишет, о древности теософии, а затем приписывает ее Блаватской. А утверждения о том, что до ЕПБ теософия оставалась неизвестной? А обвинение ЕПБ в обмане. Если бы автор действительно ставил цель объективной оценки, то наверное он не прошел бы мимо того факта, что руководство Общества Психических Исследований в свое время обвинившее Блаватскую в обмане пересмотрело материалы дела и полностью сняло все обвинения.
А что это за бред про “место отдыха астральных тел, как Атланитида”? Это откуда?! И вы говорите — голословных не принимаете? Статья на уровне желтой прессы.
Конечно, читал внимательно. А вот вы — нет.
Автор утверждает о древности теософской мистики, а то, что Блаватская называла “теософией”, изобретено ею самой и до нее известно не было.
Во-вторых, дайте ссылку на сообщение этого Общества Психических Исследований. Если это очередная шарашкина контора, то подобной “реабилитации” место в помойном ведре вместе с книгами Блаватской.
//А что это за бред про «место отдыха астральных тел, как Атланитида»? Это откуда?!//
Так стоит в английском оригинале. Скорее всего, сарказм мистера Кэрролла.
Я бы Вам, уважаемый админ, посоветовал изучить не Кэрролла, а саму ЕПБ, это было бы более профессионально. Боюсь, что утверждения автора менее компетентны, чем широко и глубоко обоснованное утверждение ЕПБ о единстве Теософии, данное в той же “Тайной Доктрине”.
А что касается “Общества Психических исследований”, то этой, как Вы тонко и со знанием дела выразились, “очередной шарашкиной конторе” скоро будет полторы сотни лет. И именно они в свое время и фальсифицировали дело против Блаватской. Но, как уже говорилось, спустя сотню лет пересмотрели свои обвинения и полностью их сняли. Читайте, пожалуйста, Сильвию Крэнстон: http://yro.narod.ru/bibliotheca/Blavatskaja.htm
Очень жаль, что вместо вдумчивого анализа очень глубоких вещей, все развивается по сценарию чеховского “Письма к ученому соседу”…
Спасибо, но я обойдусь без ваших советов. Я ждал от вас, что вы укажете прямо на якобы ложь и противоречия в тексте, но кроме стандартного “изучайте Блаватскую, все увидите”, УВЫ, ничего не получил.
Теперь по поводу Общества Психических Исследований. Оно не является научной и беспристрастной организацией. Уже состав участников — Дин Радин, Чарльз Тарт и им подобные, говорят об уровне компетентности исследований этого Общества.
Я изучил материалы, связанные с ОПИ и Блаватской. Ее обвиняли в фальсификации трюков и подделке писем Махатм. Обвинения были сняты только по второму пункту. Это написано даже на сайте сторонников Блаватской. Убедитесь сами — http://www.blavatsky.net/gen/refute/sprpress.htm. Здесь написано несколько побольше, чем в вашем варианте.
Если бы вы, как я уже говорил, прочитали статью внимательно, то увидели бы, что Р.Кэрролл обвиняет Блаватскую именно в мошенничестве при проведении экстрасенсорных трюков. Все остальное — не в кассу.
Мне, в свою очередь, жаль, что не увидел действительно обоснованной критики.
Действительно, очень жаль, что Вы ее не увидели… Зато обоснований в самой статье судя по всему Вам достаточно.
Ну а по поводу ОПИ, и вправду, Вы меня очень порадовали. Абсолютно с Вами согласен, не стоит придавать большого значения их обвинениям.
Кстати, уважаемый Админ, Вы действительно полагаете, что основная мысль статьи в обвинении ЕПБ в “мошенничестве при проведении экстрасенсорных трюков”??? Вы, простите, сами статью читали?
И у меня большая просьбы, объясните, пожалуйста, дураку, чем глубоко и развернуто обоснован “сарказм мистера Кэрролла” в статье?
Статья — простое изложение автором своего мнения. Если Вы укажете мне хотя бы одно серьезное обоснование для этого мнения, я буду Вам очень благодарен.
Для начала покажите мне, где я утверждал, что ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ статьи — обвинение Блаватской в мошенничестве при проведении трюков??? Это называется “соломенное чучело” — сперва исказить позицию оппонента, а затем ее разбить.
Далее, давайте все-таки двигаться поступательно. Вы пришли и заявили, что статья в лучшем случае плохая, в худшем — лживая. Обоснуйте развернуто и серьезно СВОЮ позицию.
Добрый день, уважаемый админ, Вас либо там много под одним именем, либо одно из двух… Это кто написал:
Если бы вы, как я уже говорил, прочитали статью внимательно, то увидели бы, что Р.Кэрролл обвиняет Блаватскую именно в мошенничестве при проведении экстрасенсорных трюков. Все остальное — не в кассу.
А насчет “развернуто и серьезно”, то стоит ли? Вы мне даже на мелкие замечания не ответили…
Вы не видите разницы между вот этим:
//Если бы вы, как я уже говорил, прочитали статью внимательно, то увидели бы, что Р.Кэрролл обвиняет Блаватскую именно в мошенничестве при проведении экстрасенсорных трюков. Все остальное — не в кассу.//
тем более, сказанным в контексте обвинений Общества Психических исследований и вот этим:
//основная мысль статьи в обвинении ЕПБ в «мошенничестве при проведении экстрасенсорных трюков»???//
???
Не знаю, стоит или нет, решать вам. Вы пришли сюда, накидали претензий, я попросил их обосновать. На все ваши замечания я ответил по возможности полно. Кроме тех, что были достаточно пояснены в самой статье.