Вера
Есть те, кто насмехается над школьниками, называя их легкомысленными и поверхностными. Тем не менее, один школьник сказал «Вера это убежденность в том, о чем все знают, что это не так» — Марк Твен, календарь простофили Вильсона
Вера умирает не потому, что она неразумна, а только потому, что инстинкт удовлетворения находит более полное и постоянное удовлетворение в других направлениях. — Эми Таннер, «Исследования спиритизма» (1910)
Понятие «вера» обычно подразумевает следующее: 1) убежденность, уверенность в чем или ком-либо 2) убежденность в существовании бога 3) то же, что и религия.
Можно сказать, что вера означает иррациональную склонность принимать как истинное утверждение, которое противоречит здравому смыслу. Верой также можно назвать убежденность человека в чем-либо, что имеет гораздо меньше доказательств по сравнению с другими противоположными утверждениями.
Общее заблуждение относительно веры — или, возможно, обскурантистская попытка намеренной дезинформации — принадлежит апологетам христианства. Например, они утверждают следующее.
Такое утверждение, как «бога нет и не может быть, все развивается только благодаря природным процессам» нельзя подтвердить научными методами, следовательно, это утверждение веры, а не науки.
Ошибка или обман здесь заключаются в том, что неверно считать вопросом веры все то, что не подтверждено научными доказательствами. Использование понятия «вера» в таком широком смысле означает лишение его всякого теологического значения, которое оно могло бы нести.
Такая концепция рассматривает как проявление веры убежденность в истинности всех утверждений, которые нельзя проверить опытным путем. Таким образом, с этой точки зрения убежденность в существовании других миров, в действии закона причины и следствия или даже в справедливости фундаментальных логических законов следователо бы считать проявлениями веры. Смешение таких проявлений веры, как верование в непорочное зачатие, в существование других миров или в принципы противоречия, представляется весьма обманчивыми и вводят людей в заблуждение. На самом деле, было бы более уместно рассматривать религиозную веру в одной категории с верой в приметы, сказки и мифы.
Физик Боб Парк объясняет это различие таким способом, что даже самый хитрый казуист должен понимать. Краткий Оксфордский словарь английского языка, как он отмечает, дает два значения слова «вера»:
«1) полное доверие и уверенность и 2) сильная вера в религию, основанную на духовных убеждениях, а не доказательствах». «Вера» ученого строится на экспериментальных доказательствах. Эти два значения слова «вера», следовательно, не только различны, они диаметрально противоположны. *
Есть основания верить науке и есть причины религиозных убеждений, но причины доверия науке называют доказательствами, а основания для религиозных убеждений сводятся к надежде. Уильям Джеймс, ученый и верующий человек, хорошо понимал это различие. В своем эссе «Воля верить» Джеймс полагает, что доказательства существования Бога и загробной жизни равны аргументации незнанием и основаны лишь на надежде на выживание души. В науке, если доказательства двух противоположных суждений равносильны, Джеймс считает, что необходимо подождать с выводами, пока не найдутся более веские доказательства того или иного утверждения. Мы не руководствуемся верой в таких случаях, надеясь, что благоприятная для нас гипотеза верна. Когда мы соглашаемся с превосходством одной научной гипотезы над другой, это происходит потому, что ее доказательства сильнее, а не потому, что мы надеемся, что она верна.
Ричард Спенсер пишет, что утверждение «бога нет и не может быть, все развивается только благодаря природным процессам» относится к утверждениям веры. Необходимо отметить, что оно состоит из трех отдельных утверждений. Первое — «бога нет». Второе — «его не может быть». И третье — «все развивается только благодаря природным процессам». Доктор Спенсер подразумевает, что все эти утверждения находятся на одном уровне с «Бог есть», «Иисус Христос — наш Спаситель», «Бог един в трех лицах» и т.п.
Ясно, что утверждение «бога не может быть» будет не эмпирическим, а абстрактным. Всякий, кто высказывает такое утверждение, должен аргументировать его тем, что само по себе понятие Бога содержит противоречия, а значит, не имеет смысла. Например, вера в то, что некоторые квадраты круглые, представляет собой логическое противоречие. Окружности и квадраты определены таким образом, что окружности не могут быть квадратными, а квадраты не могут быть круглыми. Джеймс Рэйчелс, например, доказывал, что бог не может существовать, и своим наилучшим доводом считал аргумент, что представления о всемогущем Боге и Боге, требующем от своих созданий почитания противоречат одно другому. Рэйчелс полагает, что требование почитания несовместимо со всемогуществом.
Рэйчелс привел свой аргумент. Одни находят его убедительным, другие нет. Но остается несомненным, что его убеждения не будут проявлениями веры в том смысле, который присутствует в верованиях в Троицу и непорочное зачатие. Эти символы веры подобны утверждению о существовании круглых квадратов. Сейчас мы уже знаем, что непорочное зачатие возможно, но 2000 лет тому назад не существовало технологий для имплантации оплодотворенных яйцеклеток. Вера в непорочное зачатие содержит в себе веру в то, что Бог чудом оплодотворил Марию. Такая вера также бросает вызов логике. Все аргументы относительно символов веры совершенно отличаются от доводов Рэйчелса. Наилучшей защитой этих символов служит то, что никак нельзя продемонстрировать их невозможность. Но, отказываясь от проверки нуждающихся в доказательствах принципов, такая защита сама себе противоречит. Тот факт, что ни аргументы в стиле Рэйчелса, ни доводы, защищающие символы веры, не будут эмпирическими или научно доказуемыми, вряд ли делает их равными вопросам веры.
Утверждение «бога нет» существенно отличается от утверждения, что его не может быть. Первое делает существование бога относительно возможным, а второе напрочь отрицает. Я сомневаюсь, что найдется много богословов или апологетов, которые признали бы, что их верования сводятся всего лишь к вере в возможность того или иного утверждения. Один человек не верит в Бога на основании того, что его не может быть. Но другой может также не верить в Бога, но признавать возможность его существования. В последнем случае неверие в Бога аналогично неверю в снежного человека или Санта Клауса. Скептики говорят, что относительно существования снежного человека нет достаточно веских доказательств или они не выдерживают критики. Такое отрицание основано не на вере в то, что их нет, а на том, что доказательства этой веры не убедительны.
Другой ученый, физик Пол Дэвис, демонстрирует еще одно заблуждение относительно веры: что наука и религия в равной степени основаны на «вере». Вот что он пишет:
Наука имеет свои собственные религиозные системы убеждений. Вся наука исходит из того, что природа действует рациональном и понятным способом. Вы не могли бы быть ученым, если бы думали, что вселенная является бессмысленным нагромождением мелочей, случайно составленных вместе. Когда физики исследуют на более глубоком уровне субатомные структуры, или астрономы расширяют охват своих наблюдений, они ожидают столкнуться с явлениями элегантного математического порядка. До сих пор эта вера оправдывалась. (Принимая науку как веру, Нью-Йорк Таймс, 24 ноября 2007)
Утверждения, что научные гипотезы имеют тот же вид, что и вера в Троицу, непорочное зачатие или существование Бога, так же неверно, как вера доктора Спенсера в то, что утверждение «все происходит только благодаря природным процессам» является актом веры. Дэвис использует веру для обозначения убеждения, которое не может быть доказано, что в принципе верно, но это не главная характеристика религиозной веры. Мы не можем доказать, что законы природы завтра не изменятся кардинально, но это не делает бесчисленные случаи опытного подтверждения этого убеждения ложными. Предположение, что невидимые ангелы перемещают предметы, действуя вместо силы тяжести, не стоит на одном уровне с законами природы. Правда не обязательно должна быть абсолютно полностью доказана, но она значительно опирается на доказательства в свою поддержку.
Если единственной альтернативой сверхъестественным силам служит природная сила и если человека не убедили аргументы и доказательства, представленные теми, кто верит в сверхъестественные силы, то логичнее всего предположить, что единственной разумной версией остается то, что все развивается только благодаря природным процессам. Только если бы доказательства в пользу сверхъестественных сил были сильнее, чем доказательства против них, то вера в то, что в мире все происходит только благодаря природным процессам, была бы истинным проявлением веры.
Люди, которые относятся к атеистам и верят в то, что все происходит по законам природы, повсеместно утверждают, что теисты и верующие в сверхъестественные силы имеют очень слабые основания для своей веры, даже слабее, чем в случае снежного человека. Таким образом, их неверие не будет проявлением веры и не выглядит иррациональным, как вера в Бога у христиан. Тем не менее, если апологеты настаивают на том, что как их толкование христианства, так и неприятие их взглядов предстваляет собой одинаковые проявления веры, то я буду настаивать, что апологеты верят в иррациональное, а оппоненты в рациональное. Однако было бы гораздо честнее признать, что атеисты не основывают свои убеждения на вере в религиозном смысле этого слова.
Перейти на главную