Юнг, Карл Густав
Карл-Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог и психиатр. В 1907 году он примкнул к психоаналитическому кружку, был одним из самых талантливых и активных сподвижников Зигмунда Фрейда. Постепенно оформился его разрыв с психоаналитическим движением вследствие как теоретических (не разделял тенденцию сводить все бессознательные движения к сексуальным побуждениям), так и личностных (бунт против авторитарной отцовской фигуры в лице Фрейда) причин. В 1912 году Юнг принял решение развивать собственные идеи, а в 1913 году отношения между ним и Фрейдом прекратились окончательно. Результатом стало основание Юнгом собственной научной школы — аналитической психологии.
Юнг верил в астрологию, сверхчувственное восприятие, спиритизм и телекинез. Признавая существование оккультных и паранормальных явлений, Юнг ввел два новых понятия — синхронистичность и коллективное бессознательное.
Принцип синхронистичности раскрывает смысл совпадений, происходящих в жизни человека. Например, во время рассказа одной пациентки о своем сне, в котором она видела скарабея, в комнату влетел жук. Юнг отмечает, что скарабей у древних египтян символизировал перерождение. Следовательно, совпадение сна и реальности указывало на необходимость пациентки освободиться от чрезмерного рационализма. Определение Юнгом синхронистичности заключалось в существовании акаузальных принципов, связывающих события с одинаковым значением, благодаря своему совпадению во времени. Юнг утверждал, что существует синхронистичность между человеческим разумом и миром воспринимаемых явлений.
Какие же доказательства существуют в пользу феномена синхронистичности? Аргументы Юнга настолько слабы, что вряд ли стоит их здесь приводить. Он утверждает, что «акаузальные явления должны существовать … поскольку случайность соответствует статистической и математической вероятности». Он заявляет, что «невероятные факты существуют — иначе не было бы статистического среднего». В заключение он заявляет, что «вероятно существование какого-то общего поля, где беспричинные события не только возможны, но и реальны».
Даже если допустить существование синхронистичности между разумом и миром, при которой конкретные совпадения резонируют с трансцендентальной истиной, все равно остается проблем понимания этой истины. Чем должен руководствоваться человек, чтобы определить правильность того или иного толкования? Нет ни одного руководства, за исключением интуиции и предвидения, которыми пользовался Фрейд, учитель Юнга, при толковании сновидений. Концепция синхронистичности может служить примером апофении.
Психиатр и писатель Энтони Сторр считает, что у Юнга был период психической болезни, во время которой ему пришла в голову мысль о том, что он пророк, обладающий особенной интуицией. Юнг относился к своей «творческой болезни» (протекавшей с 1913 по 1917 год) как к добровольному противоборству с бессознательным. Он отправился в наводящее ужас путешествие внутрь себя, во время которого на его пути встречались архаичные символы и образы, демоны, призраки и странные фигуры из далекого исторического прошлого. Прозрение Юнга сводилось к мысли о том, что все его пациенты старше 35 лет страдают от потери веры. Он же обладает именно тем, что могло бы наполнить их пустые, бесцельные и бессмысленные жизни: его собственной метафизической концепцией архетипов коллективного бессознательного.
Синхронистичность предоставляет доступ к архетипам — символам коллективного бессознательного, его движущим силам и организующим тенденциям, которые составляют его содержание. Человеку не дано непосредственно воспринимать архетипы, но он может узнать их через архетипические образы, проявляющиеся в мифах, сказках, произведениях искусства и тайных учениях по всему миру. Подобно миру идей Платона, архетипы не берут свое начало в сознании, но существуют независимо от него и известны ему благодаря памяти. В противоположность Платону Юнг полагал, что архетипы всплывают в сознании человека спонтанно, особенно во время общественных кризисов. Как и при полных смысла совпадениях, наподобие жука и сна о скарабее, открывающих дверь в трансцендентальную правду, кризис также открывает дверь в коллективное бессознательное и позволяет архетипам вскрыть некую глубокую правду, скрытую в обыкновенном сознании.
Юнг полагал, что вся мифология основана на архетипах — она представляет собой хранилище глубокой потаенной и удивительной истины. Сны и психологические кризисы, лихорадка и умственные расстройства, случайные неожиданные встречи, соответствующие многозначительным совпадениям — все это ворота в коллективное бессознательное, которое готово вернуть здоровье душе отдельного человека. Юнг утверждал, что все метафизические идеи имеют научную основу. В то же время их нельзя проверить опытным путем, что указывает на псевдонаучный характер этих заявлений.
Перейти на главнуюКомментарии
6 комментариев к “Юнг, Карл Густав”
Великий человек. Просто у воинствующих материалистов врожденный порок интуиции. И наоборот. Правда где-то по середине.
Было, было… и яснослышание и пророческие сны и оч. много однонаправленных совпадений. ИМХО обычному человеку это даётся только в жизненно важном случае. А так — можно и с ума спрыгнуть!
Архетипы, живущие в коллективном бессознательном (глубинном уровне человеческой психики), реально существуют. Коллективное бессознательное у всех людей одинаковое. Именно этим объясняется сходство мифических сюжетов самых разных народов.
Правда? Я что-то не замечал сходства у китайских преданий и мифов Древней Греции.
Нам так на культурологии говорили в вузе. Если теория Юнга ошибочна, то почему её признали в научном мире?
Ваши преподаватели культурологии, мягко говоря, заблуждались. 🙂
Концепции Юнга в научном мире на самом деле не признаются. К ним относятся в лучшем случае как к истории психологии.