Зейтун (Зейтаун)
Зейтун — бедный египетский город недалеко от Каира, где возле коптской православной церкви Святой Марии, начиная со 2 апреля 1968 года, жители наблюдали странные огни.
Однако, многие из свидетелей утверждают, что это были не просто огни, а явление Девы Марии, матери Иисуса, так как огни сливались, образуя ее силуэт. С Зейтуном так же связано много сообщений об исцелениях и других чудесах, хотя, конечно, менее, чем о чудесных явлениях Богоматери в Лурде.
Парапсихолог Д. Скотт Рого, автор «Miracles, a Parascientific Inquiry into Wondrous Phenomena» («Чудеса, паранаучные исследования удивительных явлений»), рассказывает о религиозных фанатиках, свидетельствующих о видениях обожаемых ими святых как расплывчатых и неоднозначных образов, отмечая, что это не является примером особой иллюзии, но, скорее, “сильным доказательством, когда-либо полученным, демонстрирующим существование чудесного” (стр. 256, Джо Никель, «В поисках чуда: плачущие иконы, реликвии, Стигматы, видения и исцеления (Prometheus Books, 1993).
Если Рого прав, и свидетельства внушаемых очевидцев, опьяненных своими религиозными устремлениями и фантазиями, подходят для доказательств чудес, то так же смело можно такие доказательства отрицать. Бельгийский философ и скептик Этьен Вермерш задается вопросом, почему бы вместо многочисленных появлений в удаленных местах небесных существ, просто не доказать существование чудес — ясным и понятным — отращиванием отрубленной конечности у священника? Кто-нибудь считал, сколько человек были убиты или тяжело ранены во время паломничества к таким местам как Зейтун?
Один писатель отмечает: «Некоторые антропологи полагают, что популярность Марии в Египте, пережившем культ Исиды, является воплощением первобытного поклонения богине-матери. Наблюдения Девы — как наследие язычества и монотеистической мистики».
Но почему Зейтун? Возможно, по причине того, что это то место, куда Иосиф и Мария бежали со своим ребенком, услышав о приказе Ирода о том, что сейчас называют «избиение младенцев» (Никель 1993, стр. 185). (Некоторые туристические компании включают остановку в этом месте, при путешествии по стопам Святого Семейства.) Безусловно, есть и другие легенды, объясняющие эти и многие другие особенности поведения религиозных фанатиков. Например, некоторые считают, что дело в самой Деве Марии. Она стала появляться в период кризиса в египетской истории: война 1967 года, сведение на нет политики Нассеровского панарабизма. Видения пришествия Марии совпали с возвращением ношения паранджи, отращивания бород, и другими признаки торжества исламизма. Она помогла укрепить появление духовного над светской политикой.
У верующих нет стремления добраться до сути этого явления. Они предполагают, что огни — это видение Пресвятой Девы Марии, хотя, очевидно, что огни не могут говорить или общаться. Свидетели явлений видели то, что хотели видеть, их восприятие обусловлено убеждениями, сформированными в мусульманских общинах. Если огни приняли за призрак существа, то этот призрак запросто мог быть и явлением Исиды, или Афродиты или бабушки Насера.
Или же, свечение могло быть вызвано каким-то природным явлением или результатом человеческой деятельности. Одно из предположений, которое преобладает у некоторых исследователей, то, что те огни — “сейсмические свечения», которые появляются в атмосфере во время (или после) землетрясений. Светящиеся образования в атмосфере были связаны с тектонической деформацией и десятикратным увеличением сейсмической активности в том районе, в период появления «огней Зейтун». (Одним из сторонников такой гипотезы является Майкл Персингер, считающий, что «большинство подобных аномалий порождены факторами, связанными с тектонической деформацией». Больше по этой теме: Никель 1993,«Необъяснимые Тайны»,1993).
Неизвестно, что вызвало огни Зейтун, но на последнем месте в списке вероятного будет гипотеза о 2000-летнем призраке девы, родившей Бога.
Смотрите также:
Перейти на главную