Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Бритва Оккама

“Pluralitas non est ponenda sine neccesitate” или «Не следует множить сущее без необходимости». Это выражение принадлежит средневековому английскому философу и францисканскому монаху Уильяму Оккаму (ок. 1285-1349). Как и многие францисканцы, Уильям был минималистом, он идеализировал жизнь в нищете, и, как святой Франциск, сражался с папой Римским по этому вопросу. Уильям был отлучен от церкви папой Иоанном XXII, после чего Уильям написал трактат, что Папа Римский Иоанн еретик.

Бритва Оккама была общим принципом в средневековой философии и использовался без фамилии Уильяма, но из-за его частого использования, имя Оккама стало постоянно прилагаться к нему. Маловероятно, что Уильям ценил бы то, как некоторые из нас используют его имя. Например, атеисты часто применяют бритву Оккама в доводах против существования Бога на том основании, что Бог это ненужная гипотеза. Мы можем все объяснить, не включая дополнительную метафизическую сущность Божественного Существа.

Загляни на https://tomsksm.com, чтобы найти девушек, с которыми можно будет разделить общие интересы и хобби.

В средневековье принципа Оккама использовался в дебатах по поводу средневекового эквивалента парапсихологии. Например, во второй книге Peter Lombard: Сommentary on the sentences, он задумался над вопросом “Имеют ли вышестоящие ангелы более универсальные знания, чем нижестоящие”. Используя принцип “множественность никогда не следует полагать без необходимости” он утверждает, что ответ на этот вопрос положителен. Он также ссылается на представление Аристотеля о том, что “чем более совершенная природа, тем менее этапов ему нужно для достижения результата”. Этот принцип был использован атеистами отвергающими Бога-Творца в пользу гипотезы естественной эволюции: если совершенный Бог создал Вселенную, то Вселенная и ее компоненты были бы гораздо проще. Он утверждает, что естественное богословие невозможно. Натуральная теология понимает Бога только разумом, в отличие от богословия, которая основана на Священном Писании. По принципу Оккама, существование Бога эмпирически не доказано и не несет в себе каких-то рассуждений. Все что мы знаем о Боге, мы знаем из Священного Писания. Основа всего богословия следовательно — вера.

Бритву Оккама также называют принципом бережливости. На текущий момент это означает что-то вроде “чем проще объяснения, тем лучше” или “не множьте сущности без необходимости.” Этот принцип часто используется вне онтологии, например, философами науки для того, чтобы установить критерии выбора теории, из числа различных теорий с равными объяснительными силами. Von D?niken возможно прав в том, что инопланетяне научили древних людей искусству и технике, но мы не должны привносить инопланетную сущность для объяснения подвигов древних людей. Почему привлечение сущностей излишне? Большинство сказало бы сегодня, не делай предположений больше, чем нужно. Мы можем предложить “эфирное существо” для объяснения действия на расстоянии, но мы не нуждаемся в “эфирном существе” для объяснения. Тогда зачем его предлагать?

Oliver W. Holmes и Jerome Frank применяют Бритву Оккама, утверждая, что не существует такого понятия, как “Закон”. Есть только судебные решения, отдельные суждения и сумма их составляющих — закон. Чтобы запутать дело выдающиеся юристы называют их точки зрения правовым реализмом, а не правовым номинализмом. Для упрощения вопросов.

Так как бритву Оккама иногда называют принципом простоты, некоторые креационисты утверждают, что бритва Оккама может быть использована для поддержки эволюционного креационизма. В конце концов, Бог создал все намного проще, чем очень сложный механизм эволюции. Но принцип бритвы Оккама не говорит, что более простая гипотеза лучше. Если бы это было так, то бритва Оккама была бы не нужным и скучным принципом.
Некоторые даже начали использовать бритву Оккама для оправдания сокращения бюджета, утверждая “то, что можно сделать с меньшим бюджетом, делается напрасно с большим”. Оккама же был обеспокоен меньшим количеством сущностей, а не меньшим количеством денег.

Сегодня мы считаем принцип бережливости эвристикой. Мы не считаем более простую теория — истинной, а более сложную — ложной. Мы знаем по опыту, что истинность теории зависит от множества факторов и принципов и пока не доказано обратного, более сложные теории объяснения чего-либо следует ставить на задний план, при этом не выбрасывая их на свалку истории, пока не будет доказательств их ложности.

Смотрите также:


Перейти на главную