Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Индийский трюк с канатом

Это фокус, свидетелями которого, как сообщалось, были тысячи людей. Он выглядит так: индийский факир подбрасывает в небо канат, который не падает обратно на землю. Вместо этого канат каким-то загадочным образом застывает в воздухе и поднимается все выше и выше, пока не исчезает высоко в небесах, облаках, темноте, тумане — где угодно. Для многих людей достаточно одного этого, чтобы заинтересоваться трюком, но фокус так просто не заканчивается. Маленький мальчик начинает лезть по этой ни к чему не прикрепленной веревке, которая каким-то таинственным образом держит его до тех пор, пока он не исчезает высоко в небесах, облаках, темноте, тумане и т.д. Достаточно удивительно, не правда ли? Но и это еще не конец: факир вынимает нож, меч, кривую саблю — любой режущий предмет — и начинает сам лезть вверх, пока тоже не исчезает высоко в небесах, облаках, темноте, тумане — где угодно. Если бы фокус на этом закончился, это был бы великолепный трюк. Но нет, фокус продолжается: с неба в корзину, стоящую у основания каната, начинают падать части человеческого тела. Затем факир спускается вниз, высыпает содержимое корзины, накрывает одеждой эти разбросанные конечности, и перед нами чудесным образом снова появляется мальчик, у которого все части тела находятся в надлежащих местах. Этот трюк мог бы стать величайшим в мире фокусом, особенно если показывать его на открытом пространстве, без помощи инженеров, техников, специалистов по электронике, телевизионных камер, спутников, зеркал или лазеров.

Еще для этого фокуса необходима самая важная вещь — человеческая доверчивость. По словам Питера Ламонта, исследователя из Эдинбургского университета (Великобритания) и бывшего президента Магического круга в Эдинбурге, индийский фокус с веревкой представляет собой мистификацию, запущенную газетой Chicago Tribune в 1890 году. Ламонт утверждает, что редакция газеты, решив напечатать эту нелепую историю, в роли очевидцев которой якобы выступали журналисты, пыталась таким образом увеличить тираж своего издания.

Четыре месяца спустя журналисты Chicago Tribune признали свой обман, выразив при этом удивление, что так много людей поверило в правдивость этой статьи. И это несмотря на то, что под статьей стояла подпись “Фред С. Эллмор”!

Ламонт исследовал индийский трюк в течение многих лет. В какой-то момент он и Ричард Вайсман написал в журнале Nature, что результаты их исследования поддержали предположение, что фокус был связан с “эффектом преувеличения”: чем больше времени прошло между событием и рассказом о нем, тем больше человек склонен преувеличивать внушительность этого события. * Гарри Прайс, исследователь паранормальных явлений в 1930-х и 1940-х годах, утверждает, что видел исполнение трюка в Лондоне фокусником по имени Карачи. Он пишет об этом в своей книге 1936 года «Откровения охотника за привидениями». Трюк Карачи был снят на пленку и не очень впечатляет. Веревка, вероятно, крепившаяся на балке, поднялась лишь на несколько футов в воздух, и мальчик взобрался по ней. Аналогичный вариант был заснят в Индии якобы в присутствии ряда британских солдат. Анализ пленки показал, как веревка цепляется за балку и как используется обратное фотографирование, чтобы сделать вид, будто веревка зависла в воздухе.

Существует множество объяснений этого фокуса, начиная от массового гипноза и месмеризма и заканчивая левитацией. Думается, что в действительности для этого трюка необходимо следующее: невидимый для человеческого глаза канат, который висит над местом представления; подбрасываемая индусом веревка, которая каким-то образом цепляется за этот невидимый канат; побритые части обезьяны в роли человеческих конечностей; мальчики-близнецы (один лезет по веревке вверх, а другой появляется из-под одежды). Из различных объяснений, обман кажется наиболее правдоподобным.

Мистификации, однако, не появилась на пустом месте. Вполне вероятно, что кто-то из Tribune скопировал небольшой рассказ под названием “Похищение Персика” из книги Странные истории из китайской мастерской писателя Пу Сун-лин (1640-1715). Эта книга вышла в переводе Герберта Аллена Джайлса (1845-1935) в 1880 году. “Кража Персика” рассказывает историю о человеке, который говорит, что “он мог бы перевернуть порядок природы”. Человека попросили создать несколько персиков, которые бы не замерзли лютой зимой. Он ответил, что персики есть “на небе в саду королевы-матери”, что является своего рода ссылкой на миф о персиковом дереве богов, чьи плоды “дают бессмертие тому, кто их ест”. Чтобы попасть на небо, человек взял шнур нескольких десятков метров в длину. Затем бросил один конец его высоко в воздух, где он оставался, как будто поймал что-то. Он велел своему сыну подняться по веревке и принести персиков. Сын поднялся, “словно паук”, вверх по веревке и “через несколько мгновений скрылся из виду в облаках”. Вскоре огромный персик упал с неба. Через минуту на землю упала голова мальчика. “После этого руки и ноги, тело, все спустилось в подобной манере …” Отец собрал части тела и положил возле окна. После того, как он собрал деньги на похороны, он воскликнул: “Па-ра-рам! Почему бы тебе не выйти и не поблагодарить Господа?”. Совершенно целый мальчик выпрыгивает из ящика, где лежали его конечности.

Пу рассказывает историю так, как если бы он был свидетелем. Он также отмечает, что впоследствии узнал, как такой трюк проводили в секте Белой Лилии, тайном обществе в Китае, чье происхождение восходит к четырнадцатому веку. Джайлс, в сноске к рассказу в издании своего перевода, * отмечает, что в четырнадцатом веке араб Ибн Батута (1307-1377) рассказывал о китайских жонглерах, которые “взяли цепь пятидесяти локтей в длину, и в моем присутствии бросили один конец в небо, где он оставался, как будто зацепился за что-то в воздухе “. Собака, свинья, пантера, лев и тигр полезли по цепи и исчезли в воздухе. Жонглеры затем сняли цепь и положили в мешок, оставив толпу недоумевать, что случилось с животными.

Джайлс говорит в примечании, что некий господин Маскелин думал, что китайцы сделали этот трюк с вогнутыми зеркалами. (Джайлс может иметь в виду Джона Невила Маскелина (1839-1917), который в 1865 году был объявлен мошенником-спиритистом).

Китайцы, возможно, использовали зеркала, но история, скорее всего, возникла оттого, что они обкурились.

Смотрите также:


Перейти на главную