Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Карма

… Добро и зло без разбора выпадают на долю благочестивых и нечестивых …  — Спиноза

Добром и злом, творимым нами, мы создаем свою карму — Ангуттара Никая т.57

В индуизме карма это закон, согласно которому сумма добрых и злых деяний жизни обуславливает предпосылки для последующих перевоплощений и определенной судьбы. Это значит, что добро вернется добром, а зло — злом. Поскольку индуисты верят в реинкарнацию, карма не ограничивается временем от рождения до смерти человека. Если с вами случилось что-то хорошее или плохое, это произошло вследствие каких-то поступков, которые вы совершили в этой или прошлой жизни.

Иногда карму называют «моральным законом причины и следствия». Карма вдохновляет делать добрые дела и избегать злых. Она же объясняет все хорошее и плохое, что произошло с человеком.

Карма может также объяснить, почему что-то хорошее произошло с плохим человеком, а плохое — с хорошим. Несправедливое устройство мира и случайность в распределении добра и зла обманчивы. На самом деле, каждый получает то, что заслужил. Даже ребенок, подвергшийся жестокому обращению со стороны наркоманов, заслужил этот ужас. Душевнобольные, умственно отсталые, гомосексуалисты и миллионы евреев, убитых нацистами, вероятно, заслужили эту участь прошлыми грехами. Раб, избитый до полусмерти, заслужил это — если не тем, что сделал сегодня, значит тем, что сделал в прошлой жизни. И жертва изнасилования получила по заслугам. Согласно закону кармы, все страдающие заслужили свои страдания.

Несмотря на то, что не существует никаких доказательств метафизической веры в карму, идея кармы пользуется популярностью во многих западных культурах, где постепенно отрывается от своих индусских корней. Теософы, например, верят в карму и реинкарнацию. Джеймс Ван Прааг также утверждает, что карма представляет собой психический канал передачи информации для миллиардов людей, умерших на протяжении веков.

Скажем, кто-то убивает кого-то… в банке … Есть два объяснения. Может быть, человек, совершивший преступление, сделал это по собственной воле. Или, хотя это может показаться странным, могла сложиться кармическая ситуация, в которой убитый расплатился за убийство другого человека, которое он совершил в прошлом своем воплощении. [Amazon.com, интервью с Джеймсом Ван Праагом, 2 февраля 1998 года]

Ясно, что ван Прааг полагает, что именно карма, а не свобода воли, приводит людей к убийству друг друга. Если он прав, тогда нам следует отменить все этические законы и упразднить систему уголовного права. Ведь каждый всего лишь исполняет свою карму. Никто не может быть хорошим или плохим. Мы просто кармические пешки, танцующие с судьбой.

С другой стороны, концепция Ван Прааг о карме, отрицающая свободную волю, не принимается буддистами и другими сторонниками восточных религий. Точка зрения Ван Праага больше похожа на фатализм, как он понимался теми, кто придерживался этого понятия в течение тысяч лет. Многие на Западе отвергают учение о карме, по причине отрицания ею существования свободной воли. Короче говоря, карма гласит — что посеешь, то и пожнешь. В авраамических религиях, Бог воздает за добро и наказывает за зло. Несмотря на то, что хорошие люди страдают, а злые люди процветают на земле, в конце концов, бог все поставит на свои места и каждый получит по заслугам. Кармические религии видят ситуацию по-разному:

В теистической школе индуизма, у людей есть свобода воли, чтобы выбирать добро или зло, и страдать от последствий по воле Божьей (именно она осуществляет кармическую кару), в отличие от буддизма и джайнизма, которые не дают никакой роли верховному богу или богам. *

Ван Прааг излагает свою версию кармического закона. Почему же такие аморальные принципы, как карма, объясняют все происходящее вселенской беспристрастностью? Потому, говорит ван Прааг, что «Мы живем на этой земле, чтобы учиться. Здесь наша школа… Чтобы вырасти, мы должны кое-чему научиться». По словам ван Праага, жизнь на Земле представляет собой жизнь в чистилище, в котором мы отрабатываем наши грехи, совершенствуем наши души и сжигаем часть кармы. С толкованием ван Праага, вероятно, не согласятся индуисты или буддисты. Они сказали бы, что если люди совершают зло, они делают это добровольно. И если человек страдает от несчастий, значит в прошлом он по своей воле совершил некое зло.

В понимании ван Праага, карма делает жизнь бессмысленной, всего лишь исполняющей метафизические «законы», превращающие всех людей в бесчеловечные существа, лишенные моральных принципов и ответственности за свои поступки. Жизнь становится простой цепью причин и следствий. Также его концепция не отражает суть оригинальной идеи: свободно совершенные действия имеют последствия, но эти последствия не обязательно наступают в этой жизни. То, что человек совершает в этой жизни, определяет, сможет ли он разорвать цепь перерождений и приблизиться к нирване.


Перейти на главную