Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Клеточная память

Идея, что пересаженные органы переносят коды жизненного опыта, невообразима. — Джон Шредер, Стэнфордский медицинский центр.

Теория о том, что человеческие клетки содержат данные о личности, вкусах и биографии, независимо от генетического кода или клеток мозга. Магическое мышление наших предков представляет собой первый образец веры в подобие клеточной памяти. Съедение сердца мужественного врага, убитого в бою, передаст его силу. Практика поедания различных органов животных, отождеставляемых с различными достоинствами, такие как продолжительность жизни или сексуальное могущество * является одним из наиболее распространенных форм магического мышления среди наших ранних предков. Даже сегодня некоторые люди думают, что употребление в пищу мозгов сделает их умнее.

Идея клеточной памяти использовалась в нескольких фильмах. Например, книга «Руки Орлака» (1920) Мориса Ренара (1875-1939) описывает историю пианиста, потерявшего руки в результате несчастного случая и пересадку ему рук убийцы. Пианист неожиданно испытывает желание убивать. Несколько вариантов истории Ренара были экранизированы, в том числе Orlacs H?nde, немой австрийский фильм 1924 года, Mad Love (1935), Les mains D’Orlac (1960), и Руки незнакомца (1962). Аналогичная история рассказана Пьером Буало и Томасом Нарсежаком (роман «Головокружение») в книге «Мое целое это человек» (1965), которая легла в основу фильма Части тела 1991 года. Тюремный психиатр теряет руку в результате несчастного случая и ему пересаживают руку психа — убийцы. Рука начинает жить своей жизнью. В фильме Песня Брайана 26-летний Брайан Пикколо (играет Джеймс Каан) умирает от рака, когда Гейл Сайерс (его играет Билли Ди Уильямс), его друг и товарищ по команде Chicago Bears, навещает его в больнице. Пикколо сделали переливание крови, и он спрашивает Сайерса, был ли тот донором. Когда Сайерс говорит да, Пикколо замечает, что объясняет его тягу к ночным клубам.

В реальной жизни Клэр Сильвия, которой пересадили комплекс сердце — легкие, заявила, что внезапно обнаружила тягу к пиву, отметив, что ее донором был 18-летний мужчина, который погиб в аварии на мотоцикле. Она даже написала об этом книгу (Перемены в душе), о которой упоминалось в 2002 году в фильме под названием «Чужое сердце», в главной роли Джейн Сеймур. *

Доктор Ларри Досси не принимает клеточную память в качестве объяснения внезапной жажды пива у Клэр Сильвии. Он считает, что наиболее вероятным объяснением «является то, что сознание донора в корне объединено с сознанием реципиента, что позволяет реципиенту получить информацию от донора». Может быть, он думал, что органы реципента входят в область сознания, в которой информация о другом человеке может быть доступна при помощи Вселенского Разума. * Может быть, но есть простое объяснение?

Джеймс Ван Прааг, с другой стороны, цитирует Клэр Сильвию. «Донорские органы часто берут от молодых людей, которые погибли в автомобильной аварии, которые умерли быстро, их души часто чувствуют, что они не выполнили все свои дела на Земле, поэтому иногда они присоединяются к другому человеку. Это могут быть вещи, которые ваш донор еще не попробовал в физическом мире, но которые его дух все еще ??хочет испытать». * Джеймс утверждает, что получил эту информацию из мира духов. К сожалению, у нас нет возможности проверить его заявления.

Пол Персол, доктор философии, психолог и автор книги «Принцип Удовольствия» и «Код Сердца» идет гораздо дальше в своих спекуляциях, чем определенные привычки, передающиеся от донора к реципиенту при пересадке органов. Персол утверждает, что «сердце имеет закодированное тонкое знание, связывающее нас со всеми и всех вокруг нас. Это совокупность знаний нашего духа и души… Сердце это разумный, мыслящий, чувствующий, общающийся орган». Он утверждает, что «донорские клетки остаются активными и двигаются, связываясь с их донором». Откуда он знает, об этом можно только догадываться.

Сильвия Браун преподает курс альтернативных образовательных программ исцеления тела, ума и души. За одну двухчасовую сессию Браун научит любого «напрямую подключаться к генетическому коду в каждой клетке, манипулировать им и перепрограммировать тело в состояние нормальной жизни». Любой человек с небольшими знаниями о генетике признает, что эти утверждения являются нелепыми, но, когда курс рекламировали в Сакраменто, все места были проданы.

Л. Рон Хаббард предположил в «Дианетике», что клеточная память может объяснить, как работают энграммы.

Доктор Кэндис Перт, профессор кафедры физиологии и биофизики в Джорджтаунском университете, считает, что «разум сосредоточен не только в мозге, но также существует во всем теле». Доктор Перт является экспертом в области пептидной фармакологии. «Разум и тело взаимодействуют друг с другом посредством химических веществ, известных как пептиды», утверждает она. «Эти пептиды находятся в мозге, а также в желудке, мышцах и всех наших основных органах. Я считаю, что память может быть доступна в любой точке сети пептиды/рецепторы. Например, память о продуктах питания может быть связана с поджелудочной железой или печенью, а также эти ассоциации можно пересадить от одного человека к другому».* Доказательства этих утверждений не приводятся и концепции Перт не обрели поклонников у нейробиологов, изучающих природу памяти. Мне особенно интересны доказательства голографической памяти, которая существует во всем теле. Откуда она знает, что эта память не выходит за пределы тела? Возможно, это идет целиком из Вселенского Разума писателя Ларри Досси. Не совсем понятно, что означает у Перт слово «разум». В любом случае, доктор Перт не объясняет, почему мы не зависим от воспоминаний животных, которых мы едим. Возможно, их пептиды разрушаются в процессе приготовления пищи.

Аттилио Д’Альберто показал, что он может легко соединить традиционную китайской медицины (ТКМ), клеточную память и квантовую физику в одну целостной метафизическую бурду. У наших органов есть энергия инь и янь, выражаемая форумой E = mc2, симпатическая магия (каждый орган имеет связанные с ним эмоции, планеты и т.д.), на квантовом уровне субатомные частицы и замороженные энергетические поля с различными частотами. «Если сердце пересадили, память на клеточном и духовном уровне будет перенесена с донорским органом». Тем не менее, представляется очевидным, что это лишь догадки.

Гэри Шварц утверждает, что он наблюдал 70 случаев, когда реципиенты унаследовали черты своих доноров. Он считает, что «рассказы убедительны и последовательны». * Он также считает, что он понимает механизм работы клеточной памяти:

Когда орган поступает в организм реципиента, информация и энергия, запасенная в органе, передается получателю. Теория применима к любому органу, клеткам, связанным между собой. Это могут быть почки, печень и даже мышцы.

Откуда он это знает, тайна. Если правда, что доноры приобретают часть чужой личности и личных вкусов, то кажется неразумным пересаживать людям органы от других видов, например бабуинов. Опять же, если все клетки несут информацию, которая может быть передана при трансплантации, почему эта информация не передается, когда мы едим фрукты, овощи или мясо любого другого живого существа. Разве мы не должны впускать в наш кровоток новую информацию с каждым укусом? Шварц называет свою веру «теорией», но она не является теорией в научном смысле. * Было бы точнее назвать это непроверяемой спекулятивной моделью.

Пересадка органов влияет на жизнь, изменяет привычки, безусловно. Во многих случаях это вполне может быть сравнимо с околосмертным опытом, так как многие пересадки выполняются только когда неизбежна смерть. Не должно быть удивительно, что многие реципиенты существенно изменяются. Некоторые из этих изменений могут быть легко интерпретированы в соответствии поведением или симпатиями донора. Реципиентам интересно знать о своих донорах и, возможно, сознательно или бессознательно, на них влияют истории о человеке, который теперь «живет внутри них».

Сбор историй для проверки гипотезы является рискованным занятием. Истории реципиентов, которые даже не вспоминают о своих донорах, не доказывают, что никакой памяти нет. Истории, в которых проявляются черты донора, не доказывают существование клеточной памяти, но букет из них может создать иллюзию того, что на самом деле не существует. Сбор таких историй может просто доказать, что исследователь хорошо подкрепляет свое предубеждение. Процесс проверки усложняется, если учесть, что многие реципиенты будут поддаваться магическому мышлению и «чувствовать» присутствие умершего донора в себе. Субъективная валидизация может быть вызвана верой, желанием порадовать семью донора, врача или фельдшера, которые могут способствовать вере. Кроме того, теперь, когда идея клеточной памяти активно продвигается в книгах и на телевидении (канал Discovery Health, например), очень трудно убедиться, что истории не загрязнены.

Наука должна двигать нас вперед в достижения большего понимания того, как работают некие явления. Ученые вроде Гэри Шварца и Пола Персола создают смесь из мистики и магического мышления, что является очень привлекательным для многих целителей Нью Эйдж, поскольку это поддерживает их духовные ценности. Тем не менее, такое мышление не двигает науку вперед, оно возвращает ее к более раннему времени, когда в мире доминировали магические силы.

Вот что Джефф Панч, доктор медицины, говорит о клеточной памяти:

Есть несколько возможных логических объяснений того, почему люди могут считать, что получили особенности своих доноров: побочные эффекты от лекарств при трансплантации могут заставить людей чувствовать себя не такими, как до трансплантации. Например, преднизон делает людей голодными.

Реципиент чувствует желание съесть печенье и узнает человека, который пожертвовал свой орган и любил при жизни кондитерские изделия. Они думают, что тут есть связь, но на самом деле только преднизон заставляет их тело хотеть сладостей.

Это также может быть чистой случайностью:

Пациент смотрит ТВ-шоу во время восстановления после трансплантации, которое показывает пожилых людей на роликах и решает, что это выглядит забавно, но не принимает сознательного решения повторить, потому что он еще не оправился от пересадки. Несколько месяцев спустя он ходит по магазинам и видит ролики и решает попробовать, так он был не в состоянии покататься до пересадки. Ему это нравится и он получает удовольствие. Позже он узнает, что донором был молодой человек, который любил ролики. Легко понять, как пациент и его семья может поверить, что новый орган что-то сделал для обретения любви к роликам. В действительности, единственное, что новый орган дал, так это здоровье, чтобы попытаться прокатиться на роликах. Идея пришла из телешоу, которое к этому времени уже забыто.

Пересадка это большой опыт и человеческий разум очень поддается внушению. Говоря медицинским языком, нет никаких доказательств того, что эти сообщения являются чем-то большим, чем фантазии.

Тем не менее, рассказы очень интригуют и могут привести к серьезным научным исследованиям в будущем.

Смотрите также:


Перейти на главную