Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Ошибка необратимых издержек (sunk-cost fallacy)

Когда человек делает безнадежные инвестиции, он иногда руководствуется принципом: я не могу остановиться, в противном случае средства, которые я инвестировал ранее, будут потеряны. Это верно, но не имеет никакого отношения к тому, нужно ли продолжать вкладывать средства в проект. Все, что человек вложил, теряется в любом случае. Если нет надежды на успех в будущем от любых инвестиций, то факт, что человек уже потерял вложенные деньги, должен привести к выводу, что самый лучший поступок это выйти из проекта.

Продолжать вкладывать средства в безнадежный проект иррационально. Такое поведение может быть жалкой попыткой задержать последствия своей недальновидности. Иррациональность это способ сохранить лицо, сделать знающий вид, когда на самом деле инвестор ведет себя как идиот. Например, Линдон Джонсон продолжал отправлять тысячи американских солдат во Вьетнам после того, как он определил, что положение безнадежно и что США не выиграют войну (McMaster 1998: 309). Джордж Буш продолжает утверждать, что еще тысячи солдат и миллиарды долларов должны быть потрачены на войну в Ираке, несмотря на то, что данные свидетельствуют не только о том, что война не может быть выиграна, но и то, что США не имеет определенного понимания, что будет являться победой.

Эту ошибку также иногда называют заблуждением Конкорда, после проекта финансирования сверхзвуковой транспортной авиации, совместно созданного правительствами Франции и Великобритании. Конкорд выглядел красиво и был безопасен, но его производство стоило очень дорого, и это было основной проблемой маркетинга. Существовало не так много заказов на самолет. Хотя было очевидно, что самолет не приносил никакой прибыли, Франция и Англия расширяли инвестиции на том основании, что они уже вложили много денег.

Авария рейса 4590 компании Air France 25 июля 2000 года, в которой погибло 113 человек, хотя и была вызвана несчастным случаем, а не конструктивными недостатками, положила конец всякой надежде на дальнейшее развитие Конкорда.


Перейти на главную