Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Подлог с Карлосом

Нам нравится быть обманутыми. — Блез Паскаль.

“Карлос” — это имя 2000-летнего духа, чьим ченнелером якобы стал Хосе Альварес во время своего путешествия по Австралии в 1988 году. Предыстория события такова: в то время ченнелинг был в Австралии на пике популярности, хотя австралийское телевидение имело на этот счет собственное мнение. Его представители обратились к Джеймсу Рэнди с просьбой найти кого-то, кто мог бы продемонстрировать австралийцам всю сомнительность подобного занятия. Рэнди предложил кандидатуру шоумена Альвареса, который и создал “Карлоса”. Альварес изучил

видеозаписи сеансов мнимых ченнелеров, которые говорили странными голосами, заявляли, что входят в контакт с иными мирами, носили кристаллы и четки. Затем Альварес отправился в Австралию, где выступил в Сиднейской опере, полностью очаровав аудиторию духом Карлоса. Его выступление было даже лучше, чем выступления «реальных» ченнелеров.

Все, что он создал, было поддельным. В пресс-релизах он упоминал газеты и журналы, города и села, радиостанции и телеканалы, которые даже не существовали. Он подготовил видеозаписи радиоинтервью и театральных постановок, которых не было и в помине. И все это надувательство разоблачил один-единственный телефонный звонок в США. Даже когда весь обман был раскрыт в австралийском телешоу Sixty Minutes (“60 минут”), через неделю после представления в оперном театре, многие все еще продолжали верить в “Карлоса” и его нематериальные послания.

Для Альвареса создание персонажа по имени “Карлос” было всего лишь мистификацией. Это был эксперимент, демонстрирующий, как далеко можно зайти с таким творением. Однако его целью вовсе не было одурачивание людей — он надеялся освободить их от ложной веры. Результат представления продемонстрировал, как легко создать культ из ничего и как много людей продолжают верить в него даже после разоблачения.

Случай “Карлоса” демонстрирует, насколько легковерны и некритичны некоторые СМИ в освещении паранормальных или сверхъестественных явлений. Вместо того чтобы заинтересоваться выяснением правды, они с радостью начали эксплуатировать феномен “Карлоса”, раздув из простого обмана целый миф. Масс-медиа должны были бы первыми заподозрить, что “Карлос” не настоящий. СМИ даже не утруждали себя исследованиями и сразу признали, что «Карлос» подлинный. Возможно, их смутило то, что его представляли публике бесплатно, тогда как первым признаком фальшивых гуру выступает алчность.

Хосе Альварес надул весь континент своим искусством. Но он создал нечто, что средства массовой информации и аудитория будут воспринимать и воссоздавать в соответствии со своими потребностями. Маг должен помнить всегда: обман требует сотрудничества.

Хосе Альварес продолжает путешествовать по миру, всюду представляя свое творение. Он появляется на крупных телеканалах и выступает перед широкой аудиторией в различных залах. Зачем? Чтобы раскрыть людям глаза на духовных учителей, верования, харизму, магические силы и способы их пресечения. Его выступление с этой идеей даже вошло в программу Биеннале в Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке.


Перейти на главную