Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Пункт №7: Ученые придерживаются правил научной этики

Науку иногда неверно считают элитным занятием, где каждый является членом закрытого «клуба». Это часто вводит в заблуждение. В действительности, наука в настоящее время открыта для всех (независимо от возраста, пола, религиозной приверженности, физических способностей, этнической принадлежности, страны происхождения, политических взглядов, близорукости, любимого мороженого — чего угодно) и приносит пользу во многом благодаря многообразию подходов, предлагаемых учеными. Однако наука работает только потому, что люди, связанные с ней, ведут себя сообразно научной этике.

Что именно надо делать, чтобы вести себя научно? Вот кодекс научного поведения:

  1. Обратите внимание на то, что другие люди уже сделали. Научное знание построено кумулятивно. Если вы хотите открыть новые захватывающие вещи, вы должны узнать, что люди уже открыли до вас. Ученые тщательно изучают свою область, чтобы понять текущее состояние в ней.
  2. Открывайте ваши идеи для проверки. Стремитесь к описанию и выполнению экспериментов, которые могли бы показать, что вы не правы, и/или позволяйте другим делать это. Это может показаться выстрелом себе в ногу, но имеет решающее значение для прогресса науки. Наука стремится точно понять мир, и, если идеи защищены от проверки, невозможно выяснить, точны они или нет!
  3. Анализируйте экспериментальные данные. Они являются конечным арбитром в научных теориях. Ученые не вправе игнорировать доказательства. Когда они сталкиваются с данными, противоречащими их теориям, ученый может приостановить работу над ней до следующих проверок, может пересмотреть или отвергнуть теорию, или, возможно, предложит альтернативные способы объяснения наблюдаемых данных, но в конечном счете, научные теории подкрепляются доказательствами и не могут быть приняты, если доказательства их опровергают.
  4. Открыто обсуждайте свои теории с другими учеными. Связь важна по многим причинам. Если ученый держит свои знания при себе, другие не смогут опираться на его идеи или проверить их.
  5. Играйте честно: Закон научной добропорядочности. Скрытие фактов, избирательная публикация данных и подделка результатов эксперимента мешает достижению главной цели науки — выработки точных знаний о мире природы. Таким образом, поддержание высоких стандартов честности, порядочности и объективности имеет решающее значение для науки.

Эрнест Резерфорд и его коллеги действовали так, поэтому двигали науку вперед:

  • Они имели соответствующие знания в своей области. Резерфорд изучал физику в течение более 20 лет, прежде чем предложил идею атомного ядра.
  • Они выдвинули свои теории для проверки. Хотя первоначальное мнение о строении атома предполагало, что обратного рассеяния не должно происходить, Резерфорд решил искать обратное рассеяния альфа-частиц в любом случае, просто чтобы проверка была более тщательной.
  • Они принимали во внимание доказательства. Когда их экспериментальные результаты не поддержали модель «снежного кома», вместо того чтобы назвать эти результаты аномальными, они изменили свои первоначальные взгляды в свете новых доказательств.
  • Они открыто излагали свои теории, чтобы другие физики могли проверить их. Резерфорд опубликовал результаты эксперимента, описание своих рассуждений и идею атомного ядра в 1911 году в научном журнале.
  • Они действовали с научной добропорядочностью. В своей статье Резерфорд похвалил своих коллег (упомянул вклад Гейгера и Марсдена) и честно сообщил о своих результатах — даже тогда, когда экспериментальные данные и его теоретические расчеты не совпадали идеально.

Ученых, связанных с этим исследованиям, можно оценить на 5 баллов по кодексу научной добросовестности. Таким образом — судя по другим пунктам списка признаков науки — исследование атомной структуры полностью находится в пределах науки.


Перейти на главную