Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Туринская плащаница

Все эмпирические свидетельства и логические рассуждения относительно происхождения Туринской плащаницы приведут любого беспристрастного и рационального человека к твердому убеждению, что плащаница представляет собой артефакт, созданный неизвестным художником 14 века. Стивен Д. Шаферсман

Кусок полотна, 4.3 метров в длину и около метра в ширину, на котором просматривается изображение некоего человека. На самом деле, на полотне два изображения — вид со спины и вид спереди, поэтому на плащанице можно обнаружить, что верхние части лицевой и затылочной частей головы соприкасаются в центре макушки. Однако, если бы в плащаницу действительно было бы завернуто чье-то тело, то отпечаток соединения передней и затылочной части головы представлял бы собой не одну точку, а некое пространство. Причем контуры задней части головы значительно размыты. Некоторые отмечают, что голова на 5% больше, чем следует, нос непропорциональный и руки слишком длинные. Другие отрицают эти утверждения. Многие верят в то, что на плащанице запечатлен «негативный снимок» распятого Христа и она — его погребальный саван. Большинство скептиков полагают, что плащаница результат живописи и благочестивого обмана. Плащаница хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине, Италия.

Первое историческое упоминание о плащанице относится к концу 16-го века, когда он была помещена в Туринском соборе, хотя она якобы была обнаружена в Турции во время одного из крестовых походов. В 1988 году Ватикан позволил представителям трех независимых научных центров — Оксфордского университета, Университета штата Аризона и Швейцарского федерального технологического института — определить возраст плащаницы, причем каждый из этих центров указал дату около 1350 года.

Саван якобы пережил пожар в первой половине 16-го века и, по словам верующих в подлинность плащаницы, именно этот факт повлиял на результаты радиоуглеродной датировки, согласно которой возраст плащаницы не более 650 лет. Для неверующих это звучит как ad hoc гипотеза .

Микрохимик доктор Уолтер Маккроун считает:

Предположение, что пожар в Шамбери 1532 года изменил результаты датировки ткани, является нелепицей. Образцы льняного полотна для анализа были тщательно очищены и горение этих образцов сопровождалось выделением CO2 как и положено при стандартной процедуре очистки. Предположения, что современные биологические примеси могли изменить датировку, также звучат смешно. *

Многие верующие люди считают, что существуют научные доказательства, которые поддерживают их веру в подлинность плащаницы. Конечно, доказательства ограничивается исключительно указанием на факты, которые были бы верны только в случае, если плащаница является подлинной. Например, утверждается, что плащаница это негативный образ жертвы распятия. Утверждается, что на ней образ человека, которого жестоко избили способом, который соответствует тому, как предположительно казнили Иисуса. Они также утверждают, что изображение не нарисовано, а чудесным образом отпечаталось на ткани.

Торговля сувенирами

Скептики полагают, что Туринская плащаница является очередной религиозной реликвией, изобретенной, чтобы расширить паломнический бизнес или произвести впечатление на неверующих. (Другая, не менее известная картина, якобы найденная в Мексике в 16-м веке, изображает Деву Марию Гваделупскую.) Версия о фальшивости Туринской плащаницы убедительно изложена в работе Джо Никелла «Расследование Туринской плащаницы». Автор утверждает, что исторические, физические и химические свидетельства указывают на то, что изображение создано художником, а сама она датируется 13 веком. Это отнюдь не полотно двухтысячелетней давности с отпечатком лика Христа.

Теория Маккроуна гласит, что «мужчина-натурщик был обмазан краской и завернут в полотно для того, чтобы создать видимость нечетких очертаний Христа». Лицо и тело покрыли красной охрой, природным пигментом, получившим широкое распространение в средневековой Италии, а затем прижали лоб, скулы и другие части головы и тела для получения изображения. Затем киноварь выплеснули на полотно в тех местах, где находились отпечатки запястий, ступней и других участков тела для имитации капель крови.

Маккроун проанализировал плащаницу и обнаружил следы химических веществ, «пигментов, популярных у художников 14-го века, красной охры и киновари, с коллагеном (желатином) в качестве связующего» (Маккроун 1998). Он делает окончательный вывод, что плащаница плод средневековой живописи, в своей книге Судный день Туринской плащаницы (март 1999 года). За свою работу Маккроун был удостоен премии Американского химического общества по аналитической химии в 2000 году.

Доказательства подлинности

Плащаница, однако, имеет много защитников, убежденных, что она не подделка, относится ко времени Иисуса, имеет чудесное происхождение, и т.д. Они утверждают, что у человека на плащаницы была группа крови AB. Скептики отрицают это. Крови была идентифицирована не на плащанице, ее обнаружили на липкой ленте, используемой для переноса волокон полотна. Засохшая кровь со временем чернеет. Пятна же на плащанице красные. Судебная экспертиза красных пятен показала, они сделаны красной охрой и киноварью. Эксперименты Адлера и Хеллера, однако, установили, что это кровь. * Если это вправду кровь, она принадлежать любому человеку, жившему в четырнадцатом веке. Это может быть кровь человека, завернутого в саван, кровь создателя плащаницы или любого, кто когда-либо обращался с плащаницей, или тех, кто обращался с липкой лентой. Но это никак не доказывает подлинности плащаницы или ее истинного возраста.

Утверждается, что на полотне найдено несколько пыльцевых зерен и отпечатков растений, которые встречаются только в районе Мертвого моря. Авиноам Данин , ботаник из Еврейского университета в Иерусалиме утверждает, что он определил пыльцу перекати-поле Gundelia tournefortii и остатки каперсов. Он утверждает, что эта комбинация растений встречается только в окрестностях Иерусалима. Некоторые верующие думают, что терновый венец был сделан именно из этой разновидности перекати-поле. Тем не менее, Данин не держал в руках саму плащаницу. Он исследовал образцы пыльцы, собранные Максом Фраем с помощью липкой ленты. Пыльца Фрая вызывала споры с самого начала. Фрай, который однажды признал подлинность «дневников Гитлера», вероятно, сам был обманут каким-то религиозным мошенником. (Никелл)

Данин и его коллега Ури Барух также утверждают, что они нашли отпечатки цветов на плащанице, которые могли расти только в Израиле. Тем не менее, цветы затеряны среди пятен плащаницы так же, как лик Христа на поверхности лепешек или Дева Мария на коре дерева. Первый человек, разглядевший цветы, был психиатр, который специализировался на выявлении черт личноси по чернильным пятнам. (Nickell, 1994)

Данин отмечает, что еще одна реликвия, претендующая на признание погребальным саваном Иисуса (Sudarium из города Овьедо в Испании) содержит те же два типа пыльцы, как и плащаница, а также следы крови группы АВ. Sudarium, как полагают, существовал еще до 8 века, что якобы служит «ясным свидетельством того, что и плащаница возникла задолго до восьмого века». Судариум хранился в специальном реликварии, по крайней мере, со времени мавританского вторжения в Испанию. Говорят, что рака была вскрыта в 1075 году. Однако, поскольку на Туринской плащанице не найдены пятна крови и поскольку нет смысла соглашаться с предположением Данина, что пыльца была на ткани с самого начала, этот аргумент безоснователен.

В любом случае, тот факт, что на плащанице обнаружена пыльца растений из региона Мертвого моря и Иерусалима, мало что значит. Даже если пыльца не подброшена каким-то религиозным мошенником, она могла очутиться благодаря любому человеку, державшему плащаницу в руках. Одним словом, пыльца могла соответствовать окрестностям Иерусалима и попасть на плащаницу в любое время до или после ее появления в Италии. Это не очень сильная улика.

То, что существует два куска ткани, в которые якобы заворачивали тело Иисуса, не усиливает, а ослабляет все утверждения о подлинности Туринской плащаницы. О скольких еще саванах Иисуса мы не знаем? Возможно, что раньше существовала целая индустрия по производству и сбыту фрагментов креста, соломы из хлева, где он родился, и обломков Ноева ковчега. Тот факт, что полотна из Италии и Испании содержали пыльцу одних и тех же растений, менее чем «очевидное доказательство», что они относятся к одному и тому же времени, учитывая сомнительную подлинность пыльцы и пятен крови. Но даже если было наоборот, подобные аргументы не доказывают, что хотя бы одно из полотен соприкасалось с телом Иисуса.

Разгадки полотна

Ткань плащаницы считается типичной для тех, которые богатые евреи использовали во времена Иисуса. Ткань богатого еврея, однако, не согласуется с людьми, с которыми Иисус якобы общался. Тем не менее, как отметил один читатель, Хэл Нельсон, «льняную ткань делал Иосиф из Аримафеи, описанный в Евангелии от Матфея как «богатый человек».

Изображение принадлежит человеку около шести футов ростом. Размер и структура ткани убедили одного исследователя (верующего), что полотно могло быть использовано в качестве скатерти на Тайной Вечере. Это можно было бы сказать про многие другие вещи.

Для верующего человека значимость плащаницы определяется не наличием научных доказательств ее подлинности. В основе его убеждений лежит вера в чудодейственное происхождение всех изображений на ней. Именно чудо рассматривается как доказательство реальности воскресения Христа и его божественного происхождения.

Просто еще одна реликвия?

Пожалуй, самым увлекательным аспектом Туринской плащаницы является спор между истинно верующими, придумывающими очередные уловки и скептиками, продолжающими их развенчивать. Данин сделал свой анализ пыльцы в 1998 году, заявление об изображении растений в 1997 году. В статье 1998 года он написал, что его данные свидетельствуют о том, что «плащаница могла иметь только ближневосточное происхождение». Статья Трейси Энджел приводит слова Данина как доказательства, ясно указывающие на сорта цветов из районов, окружающих Иерусалим». Без сомнения, яростные дебаты о происхождении цветов и пыльцы будут продолжаться. Как будто это имеет значение. Даже если будет установлено, что саван сделан в Иерусалиме и в него завернули тело Иисуса, что дальше? Это докажет, что Иисус воскрес из мертвых? Не думаю. Вера в то, что человек воскрес из мертвых не может быть основана на физических доказательств, потому что воскресение физически невозможно. Только религиозная вера может поддержать такое убеждение. Вера в то, что кто-то поднялся на небеса, также не будет доказана этой плащаницей. Никаким физическим путем нельзя продемонстрировать, что человек мог быть одновременно богом и собственным отцом, и что он был зачат способом, не имеющим ничего общего с сексом. Независимо от огромного количества публикаций, написанных выдающимися учеными и насыщенных свидетельств о подлинности веревок, губок, терновых венцов, пыльцы, крови и других вещественных доказательств существования и распятия Иисуса, ни один из них не может считаться доказательством ключевых положений христианской веры.

Последние известия

Доктор Раймонд Роджерс, бывший химик из Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико, утверждает, что часть плащаницы, датированная 1350 годом, не была частью оригинального савана, а изучали образцы восстановленной после пожара ткани. По словам Роджерса, кусок ткани, возрастом до 14 века, был уничтожен в лаборатории. Откуда он знает это, если кусок был уничтожен во время тестирования? По словам исследователя плащаницы Джо Никелла, Роджерс «полагался на два маленьких образца, предположительно оставшиеся от выборки», а также слухи «про исследователей, которые догадались, что образцы для анализа сгорели». По словам Никелла, статья P.E. Дэймона, опубликованная в журнале «Nature», утверждает, что «эксперты специально выбирали образцы для радиоуглеродного анализа, находящиеся вдали от швов».

Никелл пишет, что

Роджерс сравнил небольшие образцы из разных участков плащаницы, и утверждает, что обнаружил различия между кусками ткани, которые «доказывают», что образцы для радиоуглеродного анализа «не были частью оригинальной ткани» Туринской плащаницы.

Якобы только на «исследуемых образцах» обнаружены хлопковые волокна и частицы красителя марены, а также вяжущего материала, предположительно гуммиарабика. Однако, хлопок и марена были найдены и в других местах плащаницы. Об этом сообщает микроаналитик Уолтер Маккроун.

Доктор Роджерс датирует плащаницу приблизительно 1700 годом до нашей эры. Тем не менее, все свидетельства указывают на средневековую подделку. Как отмечает Никелл, «нет примеров сложного переплетения волокон елочкой, как делалось во времена Иисуса, во всяком случае, похоронная ткань имела такое переплетение» (1998: 35). «Кроме того, еврейская практика захоронения, описанная в Евангелии от Иоанна, конкретно описывает захоронение Иисуса отдельно от савана». *

Другие доказательства средневековой подделки включают в себя отсутствие плащаницы в исторических летописях до середины четырнадцатого века, а также серьезные анатомические несоответствия, отсутствие следов разложения плоти, сходство фигуры со средневековыми изображениями Иисуса, и подозрительно ярко-красные кровавые пятна, которые не прошли серию сложных тестов судебных экспертов. (Nickell 2005).

Конечно, плащанице может быть 3000 или 2000 лет, на чем спекулирует Роджерс, но изображение на полотне может принадлежать гораздо более позднему периоду. Независимо от того, какая дата является верной для ткани или изображения, дата не может доказать, что в нее было завернуто тело Иисуса, и что имело место какое-либо чудо. Это всегда будет предметом веры, а не научных доказательств.

Смотрите также:


Перейти на главную