Вальдорфские школы
Мы можем выполнить нашу работу, только если мы не видим ее как просто вопрос интеллекта или чувств, но, в самом высоком смысле, как моральную духовную задачу. Таким образом, вы поймете, почему, когда мы начинаем эту работу сегодня, мы сначала задумываемся о связи между нашей деятельностью и духовным миром …. Таким образом, мы хотим начать нашу учебу, отталкиваясь от того, как мы соединяемся с духовной силой, на службе которой и от имени котоойр каждый из нас должен работать. – Рудольф Штайнер
Дух рождается из сокровенного бытия человека, это канал, через который внутреннее содержание души истекает наружу …. Если мы произносим звук и используем исходящий поток дыхания, как прототип ритмичного движения, мы находим, что этот поток дыхания проявляется в нашем воображении, как два пересекающихся потока. Это ритмичное движение является …. лечебной эвритмией, которая может иметь решающее значение в лечении болезни и может применяться в тех случаях, когда не знает, каким образом определенный орган будет реагировать на определенное движение с полезным результатам. – Рудольф Штайнер
Уроженец Австрии Рудольф Штейнер (1861-1925) был руководителем немецкого Теософского общества с 1902 до 1912 год, потом покинул его и основал Антропософское общество. Антропософия отказывается от божественной мудрости в пользу человеческой мудрости. Поскольку теософы не признаали особого значения Иисуса и христианства, Штайнер оставил теософию. Несмотря на христианскую направленность своего учения, Штайнер признавал индуистские идеи о карме и реинкарнации. В 1922 году Штайнер создал Христианскую общину со своей литургией и ритуалами для антропософов. Антропософское общество и христианская община все еще ??существуют, хотя уже являются отдельными организациями.
В возрасте 40 лет Штайнер стал интересоваться оккультизмом. Он был настоящим эрудитом, интересовался сельским хозяйством, архитектурой, искусством, театром, литературой, математикой, медициной, философией, наукой и религией. Его докторская диссертация в Университете Ростока была посвящена теории познания Фихте. Он был автором многих книг и лекций с названиями The Philosophy of Spiritual Activity (1894), Occult Science: An Outline (1913), Investigations in Occultism (1920), How to Know Higher Worlds (1904), ” The Ahrimanic Deception ” (1919). Последняя лекция описывает “ясновидящие видения” Штайнера и действия различных духов в человеческой истории и читается как мемуары Даниэля Пола Шребера. Он увлекался мистическими идеями Гете и несколько лет проработал редактором его трудов. Многое из того, что написал Штайнер, кажется перефразированием Гегеля. Он думал, что наука и религия были верны, но односторонни. Маркс ошибался, поскольку движущей силой истории являются духовные силы. Штайнер говорил о конфликте между поиском человеком общения с социумом и стремлением к индивидуальности, но считал, что это не настоящие противоречия, а противоположности, заложенные в человеческой природе.
Его интересы были широки и многогранны, но на рубеже веков, главными интересами Штайнера стали эзотерические, мистические и оккультные силы. Штайнера особенно привлекали два теософские понятия: (1) Существует особое духовное сознание, что обеспечивает прямой доступ к высшим духовным истинам, (2) Духовной эволюции мешает погрязание в материальном мире.
Штейнер откололся от Теософского общества, но он не отказался от эклектичной мистики теософов. Штайнер считал свою антропософию “духовной наукой”. Убежденный, что реальность по существу духовна, он хотел научить людей преодолевать материальный мир и научиться понимать духовный мир. Он учил, что есть некое духовное восприятие, которое работает независимо от тела и телесных чувств. Видимо, именно этот особый духовный смысл раскрыл перед ним оккультные сведения.
По словам Штайнера, люди существовали на Земле с момента создания планеты. Люди, учил он, начались как духовные формы и прошли через различные этапы, чтобы достичь сегодняшней формы. Человечество, по словам Штайнера, в настоящее время живет в пост-Атлантиде. Этот период начался с постепенного затопления Атлантиды в 7227 г. до н.э. … Последующий период разделен на семь эпох, текущей является европейско-американская эпоха, которая продлится до 3573 года. После этого люди вновь обретут ясновидящие способности, которыми они якобы обладали до времен древних греков (Бостон).
Самое длительное и значительное влияние Штайнер оказал на образование. В 1913 г. в Дорнахе, близ Базеля, Швейцария, Штейнер построил ??Гетеанум, «школу духовной науки». Гетенаум был предшественником школ Штайнера, или вальдорфских школ. Термин «Вальдорф» происходит от школы Штайнера, открытой для детей рабочих сигаретной фабрики Waldorf-Astoria в Штутгарте, Германия, в 1919 году. Владелец завода пригласил Штайнера, чтобы он прочитал серию лекций для работников завода и был настолько впечатлен, что попросил Штайнера создать школу. Первая в США вальдорфская школа открылась в Нью-Йорке в 1928 году. Сегодня существует более 600 вальдорфских школ в более чем 32 странах с примерно 120 000 учеников. Около 125 вальдорфских школ в настоящее время работает в Северной Америке. Существует даже неаккредитованный Колледж Рудольфа Штайнера, который предлагает степень бакалавра по антропософии и вальдорфской педагогике.
Штейнер разработал учебную программу своей школы, опираясь на понятия, полученные благодаря духовному прозрению относильно сущности природы и характера детей. Он считал, что каждый из нас состоит из тела, духа и души. Он считал, что дети проходят через три семилетних этапа и что образование должно соответствовать духу каждого этапа. От рождения до 7 лет, по его словам, происходит приспособление духа к существованию в материальном мире. На этом этапе дети лучше всего учатся через подражание. Академическое содержание сведено к минимуму в эти годы. Детям рассказывают сказки, но не учат читать до второго класса. В первом классе дети изучают только алфавит и письмо.
Второй этап роста характеризуется воображением и фантазией. Лучше всего дети учатся в возрасте от 7 до 14 лет, так как признают авторитет старших и стараются им подражать. Дети имеют одного учителя в этот период и школа становится «семьей» с учителем, как авторитетным “родителем”.
Третий этап, с 14 до 21, наступает, когда астральное тело начинает управлять физическим телом, в результате чего наступает половое созревание. Эти антропософские идеи не обязательно являются частью стандартного вальдорфского учебного плана, но их придерживаются составители. Вальдорфские школы оставляют религиозноге обучение родителеям, сами школы, как правило, духовно-ориентированные и основываются на христианском вероучении.
Поскольку они не учат основным библейским принципам христианства, вальдорфские школы нередко обвиняли в поощрении язычества или даже сатанизме. Возможно потому, что они подчеркивают отношение человека к природе и природным ритмам, в том числе делают акцент на изучении мифов, древних культур, в том числе различных нехристианских праздников.
Некоторые из идей вальдорфских школ не принадлежат самому Штайнеру, но соответствуют его духовным откровениям. Например, просмотр телепрограмм не поощряется из-за своего обычного содержания и потому, что препятствует росту воображения. Эта идея, несомненно, является привлекательной для некоторых родителей, ведь очень трудно найти что-нибудь полезное для маленьких зрителей. Я согласен, что маленькие дети должны общаться, играть, взаимодействовать с природой и людьми, а не сидеть в трансе перед телевизором. Я не знаю, что вальдорфские учителя думают о видео-играх, но я уверен, что они препятствуют им за их бесчеловечное изображение агрессивного поведение, а также за подавление воображения.
Вальдорфские школы также не поощряют использование компьютера маленькими детьми. Я согласен, что выгода от использования компьютера детьми до сих пор не продемонстрирована, хотя школы тратят миллиарды каждый год на последнюю компьютерную технику для учеников, которые часто едва умеют читать и критически мыслить, обладая минимальными социальными и риторическими навыками. Вальдорфские школы, с другой стороны, так же свихнулись на искусстве, как государственные школы на технологии. Государственные школы поощряют информатику, вальдорфские школы изучают ткачество, вязание, игру на музыкальных инструментах, резьбу по дереву и живопись.
Один из самых необычных разделов учебного плана включает в себя то, что Штайнер называл “эвритмия”, искусство движения, которое пытается сделать видимым то, что по его мнению, внутренне присуще формам и жестам в речи, тексте и музыке. По Waldorf FAQ «родителей часто озадачивает то новое, что предлагает вальдорфская педагогика, [но] дети реагируют на эти простые ритмы и упражнения, которые помогают им укрепить и гармонизировать свое тело и жизненные силы. Позже старшеклассники работают над более сложными эвритмическими представлениями поэзии, драмы и музыки. Следовательно, они приобретают более глубокое восприятие литературных и музыкальных произведений. Когда дети представляют себя оркестром и вынуждены придерживаться четких пространственных взаимоотношений друг с другом, у них усиливается социальное начало».
Вот рассказ бывшего ученика о жизни в вальдорфской школе:
Наши школьные дни были приятными, мягкими и спокойными. Почти не существовало разнузданности и грубости. Шалости и мягкое бунтарство происходили, но были редки. (Неисправимые нарушители отсеиваются в процессе подачи заявлений или исключаются.) Приход в школу каждый день как вход в убежище от мирской суматохи. Утро начиналось с молитвы, хотя никто не называл ее так. В младших классах мы изучали мифы и библейские сюжеты. (Штейнер считал, что многие мифы и легенды имеют в корне правду, а также выступают в качестве маркеров на пути духовного развития человечества). Вперемежку с этими уроками у нас были классы по математике и географии и истории. У нас не было учебников, мы переписывали уроки, написанные на досках учителями. Чтение не изучалось в младших классах. У нас не было еженедельных заданий по чтению. Мы клали голову на стол и слушали, как наши преподаватели читали нам, часто рассказы о магических или мистических вещах.
В другое время дня мы шили и вязали, играли на простых деревянных духовых инструментах в массовом порядке. Иногда мы просто смотрели за собой, в то время как наши учителя говорили. Учителя убеждали нас творчески отождествлять себя со всем, что мы изучали или видели, чтобы чувствовать в себе жизненную силу. В классе искусств нас учили рисовать туманные картины акварелью без каких-либо прямых или четких определений. Было что-то потустороннее в образах, которые мы создавали, не имеющее ничего общего с обычной физической реальностью, но совершенно не похожее на обычные картинки из мультфильмов для детей. Учителя не говорили прямо, но наши картины были вроде талисманов в воображаемой стране духов.
В танцевальных классах мы делали “эвритмию”, форму движения тела, которая выглядит как замедленные современные танцы, но она предназначена, чтобы научить нас надлежащим образом проявлять духовные состояния бытия — призывающие влияния нашей прошлой жизни и подготовка основы для наших будущих жизней. Мы делали эвритмию под управлением дирижерской палочки. Мы созданы, чтобы чувствовать, и эвритмия была особенно сильным духовным компонентом. Нашим преподаватели не нужно было формулировать свои представления о таких вопросах, их тон голоса и выражение лица передавали серьезность задач, перед которыми они поставили нас. Преподаватели эвритмии произвели особенно сильное впечатление в этом отношении, когда они организовали выступления учеников на школьных собраниях. Эти выступления были почти всегда торжественны, и часто имели определенное духовное значение. В первом выступлении моего класса мы изображали сотворение мира — появление света, отделение света от тьмы, отделение суши от воды и т.д. . Мы изображали ангелов и архангелов и выполнение команд Бога. Я играл роль Бога Всемогущего ….
Никто не примет вальдорфскую школу за очаг интеллектуального совершенства. (Ролингс 2006 )
Пожалуй, наиболее интересным результатом духовных взглядов Штайнера была попытка учить детей с умственными и физическими недостатками. Штейнер считал, что именно дух постигает знание и он одинаков у всех людей, независимо от умственных или физических различий.
Большинство критиков Штейнера находили, что он был достойным и замечательным человеком, даже несмотря на веру в ясновидение и астрологию. В отличие от многих других “духовных” гуру, Штайнер был действительно моральным человеком, который не пытался совратить своих последователей и всегда оставался верен своей жене. Однако Штайнер неоднократно обвинялся в расизме. Дело в том, что Штайнер верил в реинкарнацию, он считал, что души проходят через этапы, включая расовые, африканска раса ниже, чем азиатскиа, а европейская раса является высшей формой. * Защитники Штайнера ссылаются на книгу «Философия свободы», где каждый находит расплывчатые и противоречивые места вроде следующего:
Расовая группа является совокупностью и все люди, принадлежащие к ней, имеют черты, присущие характеру группы. Из чего состоит член группы и как он будет вести себя, определяется характером расовой группы. Поэтому облик и поведение отдельных людей имеет что-то общее от всех. Если мы зададимся вопросом об индивидуальных чертах, мы вновь вернемся от человека к роду. Род объясняет, почему мы наблюдаем у людей индивидуальные черты.
Человек, однако, делает себя свободным от того, что является общим. Родовые черты человеческого рода, когда правильно поняты, не ограничивают свободу человека, и не нужно искусственно делать это. Человек развивает качества и деятельность свою собственную, и основу для них мы можем искать только в самом человеке. Родовые черты служат лишь средой, в которой выражается собственное бытие человека. Он использует в качестве основы характеристики, которые природа дала ему, и этим он создает форму, соответствующую его собственному бытию. Если мы стремимся общими причинными законами выразить существование отдельного человека, мы трудимся напрасно. *
Нет никаких сомнений, что Штайнер внес огромный ??вклад во многие области, но как философ, ученый, и художник, он редко поднимался выше посредственности и был необыкновенно неоригинален. В некоторых сферах, например сельском хозяйстве, он исповедовал псевдонаучные идеи. Его духовные идеи тоже не заслуживают доверия. Его вера в свое ясновидение должна настораживать тех, кто думает, что он является одним из величайших умов всех времен.
Некоторые из его идей в области образования ? например, обучение инвалидов ? достойны поощрения, хотя его общий план развития духа и души, а не интеллекта, не заслуживает восхищения. Он был прав, отмечая, что существует серьезная опасность для развития воображения и понимания у молодых людей, если школы зависят от правительства. Финансируемое государством образование, вероятно, будет основано на учебном плане, который служит государству, т. е. главным образом за счет экономической и социальной политики. К счастью, государству нужны знающие и грамотные люди, поэтому мы предоставляем сильное образование в области науки, несмотря на духовные наклонности государственных лидеров. Правда, образование зависит не от потребностей детей, а от экономических потребностей общества. Конкуренция, которая правит в государственном образовании, выгодна обществу и властям, а не большинству людей. Для интеллектуального, морального и творческого благополучия учеников полезнее будет образование, где присутствует взаимодействие, любовь и дружеские отношения между учащимися, а не конкуренция и чувство обиды.
Штайнер опередил свое время в отношении к проблеме сексизма.
Социальное положение женщин столь плачевно, потому что во многих отношениях оно определяется не особенностям конкретной женщины, а сложившимися стереотипами. Деятельность мужчины определяется его индивидуальными способностями, тогда как деятельность женщины определяется только самим фактом, что она женщина. Ее главная роль в обществе — быть рабыней. Пока люди продолжают спорить, подходит ли та или иная профессия женскому характеру, положение женщины остается неизменным. *
С другой стороны, некоторые странные понятия антропософии об астральных телах, Атлантиде и т.п. передаются дальше в вальдорфской педагогике, даже если философские теории Штайнера не являются частью учебной программы для детей. Разве сложно учить любви и сотрудничеству, не напуская мистический туман? Почему нужно винить бездуховность вокруг нас? Духовные люди зачастую много думают о зле этого материального мира, но они не делают почти ничего, чтобы сделать его лучше. С другой стороны, почему люди не могут рассказывать истории, танцевать и петь, играть музыку, создавать произведения искусства, одновременно изучая химию, биологию и физику? Наконец, почему в образовании наблюдается постоянный перекос то в сторону материальных благ и естественных наук, то в сторону мистики и духовности?
Дети не должны быть обременены ни духовностью ни материализмом. Они должны быть любимыми и учиться любить.Они должны иметь возможность расти в атмосфере сотрудничества. Они не должны быть приведы в соответствие с древней теорией темпераментов. Мы должны развивать их эмоции и интеллект. Они должны ознакомиться с лучшими учебными материалами о науке, природе и искусстве, что мы можем предложить. Они не могут найти этого в большинстве общественных школах, но они почти наверняка не найдут его в вальдорфских школах.
Смотрите также:
- Китай преследует мошенников в научных публикациях
- Полая Земля
- Чарльз Форт
- Биоритмы
- Интегративная онкологи
Перейти на главную
Комментарии
2 комментария к “Вальдорфские школы”
Спасибо, что заметили. Действительно, было коряво. Исправил.