Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Вольнодумцы

Posted on | January 19, 2016 | No Comments

Вольным мыслителем считается тот, кто предпочитает объяснять происходящее с позиций науки, логики и причины, вместо веры, авторитета, догмы или традиции. Свободомыслящие выступают за разделение церкви и государства. Свободомыслящие противопоставлены религиозным ультра-фундаменталистам, чьё отношение к полноценному государству рассматривается с точки божественного ниспослания.

Этот термин не всегда имел положительную трактовку. В Европе семнадцатого века, например, термин использовался в качестве синонима к разновидности нехристиан. В моих исследованиях работ Бишопа Эдварда Стиллингфлита (1635-1699) этот термин попадался мне множество раз в уничижительном значении. Чаще всего так называли кого-то отвергшего божественное происхождение Библии, хотя и встречались описания тех, кто полностью отвергал традиционные христианские уверования, как верующие в Святую Троицу (вера в то, что бог имеет три проявления) или Инкарнацию (вера в то, что Иисус был и человеком и богом). Термин также использовался для обозначения атеистов, таких как Томас Гоббс и Барух Спиноза. А ещё так называли наряду с терминами “Деист” и “сторонник унитарного государства”. Джон Толанд (“Христианство это не мистика” 1696) типичный представитель типа мыслителей, чьи работы могли быть названы оппонентами как работы вольного мыслителя. “Вводный курс в Вольномыслие, возникшее в следствии роста и распространения секты Вольных мыслителей” Энтони Коллинза (1713), насколько мне известно, является первым трудом в защиту вольномыслия и используется в значении желательной черты.

В истории многие вольнодумцы были деистами или агностиками, не атеистами, но как и многие атеисты выступали против авторицизма, догматичности, неразумных верований и практик организованных религий.

Штаты усмотрели конфликт между вольномыслящими и догматичными христианами с начала формирования страны (Якоби 2004). Красной нитью свободомыслия в этой стране был упор на причину нежели писания как основу для веры и поступков. “Причина – единственный предсказатель человека” Этана Аллена (1794) и “Век причины” Томаса Пэйна (1804) как раз из ярких примеров того времени. Другие из вольнодумцев: Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон, Бенджамин Франклин, Роберт Ингерсол, Уильям Ллойд Гаррисон, Элизабет Кэйди Стэнтон (и её “Библия женщины”), Эрнестин Роза и Кларенс Дарроу.

Не секрет, что вольномыслящие чаще являлись борцами за суфражисток, отмену рабства, гражданскую свободу, в отличие от христиан фундаменталистов. Одна из ироний Американской истории заключается в том, что именно вольные мыслители активно выступали за свободу религиозных верований. На фронте этого противостояния одним из ярых лидеров был Союз Гражданских Свобод Америки, группа, одинаково неприятная и религиозным фундаменталистам, и консерваторам, и другим рабам традиций и иррационального верования, желающих навязать их веру другим членам общества.

Источник: freethinker
Перевод: Фрида Родина


Перейти на главную

Комментарии

Пожалуйста, пишите разумные и содержательные комментарии. Если вы не согласны с вышеизложенной информацией, просьба подкреплять свое несогласие ссылками на авторитетные источники. Бессодержательные комментарии в стиле "Статья бред", "Автор дурак", "Выпей йаду" и т.п. будут безжалостно удаляться.

Comments:

Оставить комментарий





  • Библиотека скептика

  • Поиск

  • Ошибки в тексте?

    Система Orphus