Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Ложная память

Ложная память — это память, которая является искажением реального опыта, или фантазией, мнимым опытом. Многие ложные воспоминания связаны с путаницей или смешением фрагментов памяти, некоторые из которых, возможно, произошли в разное время, но которые помнят. Многие ложные воспоминания связаны с ошибкой в источнике памяти . Иногда они включают обработанные сны, как если бы они были воспроизведением реального опыта. Другие ложные воспоминания являются результатом внушения врачей и консультантов. Наконец, доктор Элизабет Лофтус показала не только то, что можно привить ложные воспоминания, но и то, что это достаточно легко сделать (Лофтус, 1994).

Память о матери пролившей стакан молока на отца, когда на самом деле молоко пролил отец — ложная память основанная на реальном опыте. Возможно, вы помните событие хорошо и можете четко «увидеть» его в памяти, но только подтверждение дополнительными фактами может определить, является ли память об этом событии точной. Искажения, например перемена роли людей в событиях в памяти встречаются часто. Некоторые искажения весьма драматические, как следующие примеры ложных воспоминаний, возникших вследствие путаницы источника памяти.

Женщина обвинила по памяти эксперта Дональда Томпсона в том, что он изнасиловал ее. Томпсон делал интервью в прямом эфире по телевидению непосредственно перед произошедшим изнасилованием. Женщина видела программу и “по-видимому перепутала память о нем с экрана телевизора со своей памятью о насильнике” (Шактер, 1996, 114).

Жан Пиаже, великий детский психолог, утверждал о своем раннем воспоминании о попытке похищения в возрасте 2 лет. Он вспомнил такие детали, как то, что он сидел в своей коляске, наблюдая как няня защищается от похитителя, царапины на лице медсестры и полицейского в коротком плаще и белым жезлом гнавшегося за похитителем. Рассказ подтверждался няней и семьей и другими, кто слышал эту историю. Пиаже был убежден, что он помнил реальные события. Однако этого не было. Тринадцать лет спустя после предполагаемой попытки похищения, бывшая няня Пиаже писала своим родителям, что она выдумала эту историю. Пиаже позже писал: “Я должно быть, слышал, будучи ребенком, эту историю … и спроецировал ее на прошлое в виде зрительной памяти, которая оказалась ложной” (Tavris ).

Вспоминания о похищении, когда вы были ребенком (в возрасте до трех лет) являются ложными почти по определению. Левая нижняя префронтальная доля не развита у детей, но необходима для долгосрочной памяти. Кодирование информации, необходимое для классификации и запоминания таких событий не может происходить в мозге ребенка.

Мозг младенцев и детей младшего возраста способен хранить фрагментированные воспоминания. Фрагментированные воспоминания могут вызывать тревогу у взрослых. Шактер отмечает случаи изнасилования жертвы, которая не могла потом вспомнить изнасилование, которое произошло на кирпичной мостовой. Кирпичная мостовая проявлялась в ее сознание, но она не связывала эти воспоминания с изнасилованием. Она очень расстроилась, когда вернулась на место преступления, хотя не помнила, что там произошло (1996 Шактер, 232). Независимо от фрагментированной памяти возможность детской травмы вызвать психологические травмы у взрослых не была научно установлено, хотя это мнение широко распространено среди психотерапевтов.

Многие психотерапевты полагают, что многие психические расстройства и проблемы связаны с травматическими воспоминания о пережитом в детстве сексуальном насилии. С другой стороны, многие психологи утверждают, что проводимая их коллегами терапия травматических воспоминаний внушает своим пациентам ложные воспоминания о пережитом насилии. Многие восстановленные воспоминания говорят о мнимом сексуальном насилии со стороны родителей, бабушек и дедушек, опекунов. Многие из этих воспоминаний оказались ложными и обвиненные подали в суд на терапевтов за их предполагаемую роль в создании ложных воспоминаний.

В равной степени маловероятно, как то что все восстановленные воспоминания сексуальном насилии в детстве, являются ложными, как и то что они являются правдой. При наших знаниях о памяти особенно трудно разобраться, истинное воспоминание или ложное. Тем не менее, некоторое внимание должно быть уделено тому, что должны произойти определенные процессы мозга, необходимые для любого воспоминания. Таким образом, воспоминания детского насилия или жестокого обращения, когда человек был в бессознательном состоянии вряд ли будут точными.Воспоминания, которые были вызваны сном или гипнозом ненадежны. Сны обычно не являются прямым воспроизведением пережитого опыта. Более того, сны как правило неоднозначны. Гипноз и другие методы, которые зависят от внушаемости человека должны использоваться с большой осторожностью, чтобы не создавать одни воспоминания путем внушения, а другие вырывать из контекста.

Воспоминания часто смешиваются и некоторые точны, а некоторые нет. Женщина может помнить пережитое в детстве сексуальное насилие со стороны соседа или родственника. Некоторый опыт в зрелом возрасте может помочь разархивировать воспоминания о насилии. Допустим она беспокоится и ей снятся тревожные сны. Она видит ночные кошмары, и возможные подозреваемые сейчас ее отец или дед, или священник. Она проходит RMT и в течение нескольких месяцев отчетливо видит, как ее отец, мать, дедушка, бабушка, священник и т.д., не только подвергают ее сексуальному насилию, но и занимаются ужасными сатанинскими ритуалами с человеческими жертвоприношениями и каннибализмом. Где истина и ложь? Воспоминания пациента реальны и ужасны, даже если ложны. Страдания пациента реальны, а воспоминания могут быть истинными или ложными. И семьи разрушаются ли воспоминания истинными или ложными.

Если такие воспоминания будут принимать за чистую монету и считать истинными без каких-либо попыток доказать обратное? Бессовестно конечно игнорировать обвинения в сексуальном насилии. Точно так же бессовестно быть готовым разрушать чужие жизни или семейные отношения без попыток выяснить, является ли любая часть воспоминаний о сексуальном насилии ложной. Представляется также бесчеловечным поощрять пациентов вспоминать о сексуальном насилии (или похищении инопланетянами), если у них очень хорошая почва для этого. Даже если все или большинство эмоциональных проблем вызваны подавленными воспоминаниями о детском сексуальном насилии, это недостаточная причина, чтобы рисковать причинить вред пациенту, поощряя бредовые идей и повреждение семейных отношений. Если вы не можете опровергнуть, что пациент был похищен инопланетянами, это недостаточная причина чтобы ему поверить. Долг ответственного терапевта помочь пациенту отделить заблуждение от реальности, сны и кофабуляцию от истины, а реальные травмы от выдуманных. Если хорошая терапия означает поощрение заблуждений то она не всегда целесообразна.

Те, кто считают, что их долг определить было ли у человека реальное переживание сексуального насилия или память о таких травма является ложной, должны хорошо разбираться в современной научной литературе в отношении памяти. Они должны знать, что все мы являемся гибкими и поддаемся внушению в определенной степени, а дети особенно уязвимы. Они должны помнить, что дети очень творческие и если ребенок говорит, что он или она помнит, это не значит, что он или она действительно пережил событие. И когда дети говорят, что они не помнят что-то, нехорошо проводить опрос до тех пор, пока они не вспомнят.

Следователи, консультанты и терапевты должны напоминать себе, что многие обвинения и воспоминания находятся под сильным влиянием средств массовой информации. Люди, обвиняемые или осужденных за преступления, заметили, что их шансы на получение сочувствия возрастут, если другие считают, что они подвергались насилию в детстве. Обиженные люди также замечают, что ничто не может уничтожить другого человека так быстро, как обвинение в сексуальном насилии, одновременно обеспечивая обвинителю симпатию и комфорт. Люди с эмоциональными расстройствами также находятся под влиянием того, что они читали, видели или слышали в средствах массовой информации, в том числе историй насилия. Взрослые с эмоциональными расстройствами могут обвинить другого взрослого в жестоком обращении с ребенком не потому, что есть веские доказательства жесткости, но вследствие нарушенной психики, когда человек воображает насилие или очень боится его. Короче говоря, следователям не следует торопиться с выводами.

Смотрите также:


Перейти на главную