Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Апофения

“В настоящее время идет острая дискуссия относительно того, являются ли необычные переживания симптомами психического расстройства, если психические расстройства являются следствием такого опыта, тем более когда особенно восприимчивые люди с психическими расстройствами ищут такой опыт”. — доктор Мартина Белз-Мерк

“…. Ничто так не чуждо человеческому сознанию, как идея случайности. “- Джон Коэн

Апофения это непосредственное восприятие связи и осмысленности не связанных между собой явлений. Термин был введен К. Конрадом в 1958 году (Brugger).

Вскоре после того, как его сын покончил жизнь самоубийством, епископ Джеймс А. Пайк (1913-1969) начал видеть осмысленные сообщения в таких вещах, как остановка часов, открытая булавка, угол, образованный двумя открытки лежащими на полу. Он думал, что они сообщают время когда его сын застрелился (Christopher 1975: 139).

Невролог Питер Брюггер из отделения неврологии больницы Цюрихского университета (Швейцария) приводит примеры апофении из произведения Августа Стриндберга «Исповедь безумца», в котором автор рассказывает о своих собственных психотических переживаниях.

Секс учениц с преподавателем

Он видел в скале «два ведьмовских знака — козий рог и метлу» и задавался вопросом, «какой это демон оставил [их]… именно здесь, на моем пути, в это конкретное утро».

Он видит палочки на земле и замечает, что они образуют греческие буквы, которые истолковывает как аббревиатуру имени человека. Он чувствует, что сейчас знает — именно этот человек его преследует.

Он видит палочки на дне ящика, и уверен, что они составляют пентаграмму.

Когда он смотрит под микроскопом на орех, видит крошечные ручонки, сложенные в молитве, и это «наполнило меня ужасом».

Его скомканная подушка похожа на «мраморную голову в стиле Микеланджело». Стриндберг замечает, что «эти происшествия нельзя отнести к простой случайности, потому что через несколько дней подушка уже представляла собой обличье ужасных монстров, готических горгулий, драконов, а однажды ночью … даже самого дьявола» (Brugger, 2001, р. 195-213).

Согласно Брюггеру, «склонность видеть связи между не связанными на вид предметами и идеями очень близко связывает психоз с творчеством,… апофению и творчество можно рассматривать как две стороны одной медали». Психоаналитики и психотерапевты, которые используют проективные тесты, как тест Роршаха должно быть, одни из самых творческих людей в мире. Брюггер рассказывает об одном психоаналитике, который считал подтверждением теории Фрейда о зависти женщин к пенису тот факт, что после выполнения психологического теста женщины не возвращали выданные им карандаши чаще, чем мужчины. Другой ученый на девяти страницах престижного журнала рассказывал, как трещины на тротуарах служат символом вагин, а ноги — пениса; старая пословица «Не рой другому яму» на самом деле советует избегать женского полового органа.

В своем исследовании Брюггер указывает на то, что на склонность находить какие-то смыслы, связи и значение там, где их нет, влияет повышенный уровень допамина. Также он утверждает, что апофения связана со склонностью верить в паранормальные явления.

На языке статистики апофения называется «ошибкой первого рода», что означает нахождение связей там, где их нет. Также весьма вероятно, что кажущаяся значимость многих необычных переживаний и феноменов связана именно с апофенией.

Тех из нас, кто имел удовольствие провести некоторое время с лицом, имевшим психотический эпизод часто спрашивают, в чем значение таких случайных вещей, как автомобильный номерной знак, дата рождения и т.п.

Смотрите также:


Перейти на главную