Энциклопедия заблуждений

собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий

Потаенные уговариватели

Posted on | November 22, 2011 | 2 Comments

Термин использовался Д. Дином (Geoffrey Dean) и И. Келли (Ivan Kelly) (2003) для описания эмоциональных, перцептивных и когнитивных предубеждений или иллюзий, которые приводят к ошибочным убеждениям. Примеров потаённых “уговаривателей” существует предостаточно. Некоторые наиболее важные из них перечислены ниже:

  • ad hoc гипотеза (ситуативная гипотеза для данного случая) 
  • post hoc ошибка
  • ошибка игрока
  • апофения
  • аутокинетический эффект
  • Барнума эффект
  • обратный эффект
  • селективное мышление
  • идеомоторный эффект
  • иллюзия кластерообразования (группирования)
  • эффект картотеки
  • когнитивный диссонанс
  • групповое подкрепление
  • конфабуляция
  • магическое мышление
  • мышление желаниями
  • научение
  • ошибка необратимых издержек
  • неопровергаемость
  • парейдолия
  • плацебо эффект
  • подтверждающая предвзятость
  • позитивных результатов предвзятость
  • прагматическая ошибка
  • регрессивная ошибка
  • ретроспективное опровержение
  • самообман
  • сверхчувствительное восприятие
  • свидетельства очевидцев
  • совпадение (случайное стечение обстоятельств)
  • субъективная валидизация
  • ошибка техасского снайпера
  • умного Ганса феномен
  • Форера эффект
  • холодное чтение

«Технически эти потаённые «уговариватели» могут быть описаны как «статистические артефакты или выводные («дедуктивные», выведенные логически) предубеждения» (Dean and Kelly 2003: 180)». Дин и Келли приводят доводы, что потаённые уговариватели объясняют, почему многие астрологи продолжают верить в валидность (подтвержденную правильность) астрологии, несмотря на многочисленные доказательства, что астрология — это чушь. Психолог Теренс Хайнес (Terence Hines), который анализировал различные потаённые уговариватели (Hines 2003), осуждал продолжающееся использование психологами таких методик, как тест Роршаха, несмотря на многочисленные доказательства того, что он не обеспечивает получение достоверных данных:

Психологи продолжают верить в тест Роршаха по тем же самым причинам, что гадатели на картах Таро верят в карты Таро, хироманты верят в линии на руке, и астрологи верят в астрологию: по причине хорошо известных когнитивных иллюзий, которые подпитывают ложные верования. Эти когнитивные иллюзии включают в себя доверие анекдотическим свидетельствам (данным), выборочную память на мнимые достижения и подкрепление от коллег (Hines 2003).

Потаённые “уговариватели” берут своё начало в довольно полезных приспособительных реакциях. Способность видеть схемы (модели, паттерны), особенно причинно-следственные, весьма полезна для нашего вида. Выгодно (нам) также понимание того, как факты поддерживают наши верования, и пребывание среди тех, кто разделяет те же представления. Мгновенные умозаключения могут означать грань между жизнью и смертью. Обладание надеждой, уменьшение напряжения, вызванного конфликтующими идеями, и даже самообман могут быть психологически выгодными. Однако все эти положительные тенденции могут быть извращены и вводить в заблуждение, если мы не будем осмотрительны. Многие скептики замечали, что потаённые «уговариватели» имеют обыкновение поражать людей пропорционально величине интеллекта: чем человек разумнее, тем легче ему обрести ложные верования. Тому есть несколько причин:

  1. потаённые «уговариватели» до определённой степени оказывают воздействие на каждого;
  2. чем умнее человек, тем легче ему видеть схемы (модели), подгонять данные к гипотезе и выводить умозаключения;
  3. чем умнее человек, тем легче ему рационализировать, т. е. оправдывать сильные свидетельства, противоречащие его верованию;
  4. умные люди зачастую очень самонадеянны и неоправданно считают, что их не могут ввести в заблуждение другие люди, факты или они сами себя.

«Потаённые уговариватели» (1957) — это ещё и название книги Вэнса Паккарда. Он описал множество методов, частью довольно очевидных и банальных, которыми пользуются рекламодатели в своём стремлении манипулировать мыслями и поступками потребителей. Паккард попытался разоблачить корпоративную пропаганду как разновидность операций по контролю сознания, особенно в плане использования сублиминальных (подпороговых) посланий (То, что описывают Дин и Келли — это многочисленные способы, которыми мы рекламируем себя посредством идей, нагромождая понятийные блоки и преграды в восприятии, вместо того чтобы здраво и честно рассуждать о конкретных вещах.

Перевод Евгения Волкова.

Смотрите также:


Перейти на главную

Комментарии

Пожалуйста, пишите разумные и содержательные комментарии. Если вы не согласны с вышеизложенной информацией, просьба подкреплять свое несогласие ссылками на авторитетные источники. Бессодержательные комментарии в стиле "Статья бред", "Автор дурак", "Выпей йаду" и т.п. будут безжалостно удаляться.

Comments:

Оставить комментарий